Символизирует трансформацию, очищение, дающую жизнь производящую силу Солнца, обновление жизни, оплодотворение, силу,
мощь, энергию, невидимую энергию в процессе осуществления, сексуальную силу, защиту, оборону, видимость, разрушение, слияние, страсть, мольбы, перемену одного состояния на другое, либо переход в него, способ передачи сообщений или приношений Небесам. Пламя олицетворяет духовную силу, трансцендентность и озарение, свидетельствует о наличии божества или души, пневмы, вздоха жизни; воодушевление и просвещение. Пламя на голове или вокруг нее, подобно нимбу, свидетельствует о божественной силе, потенции души или гении, поскольку
голова рассматривается как место нашей жизненной души. Пламя покидает тело в момент смерти.
Огонь и пламя типичные символы сердца. Оба они амбивалентны: с одной стороны, они божественные и творческие, с другой демонические и разрушительные: огонь пожирает все созданное и возвращает его к первоначальному единству.
Огонь и пламя олицетворяют истину и знание, поглощающие ложь, невежество, иллюзии и
смерть и выжигающие нечистоту.
Крещение огнем восстанавливает первоначальную чистоту, сжигая окалину, что ассоциируется с проходом через огонь для обретения рая, который с тех пор, как был покинут, окружен огненной стеной и охраняется стражами с мечами огненными, олицетворяя невозможность прохода для людей невежественных и непросвещенных. Пламя можно разделить на
два взаимодополняющих аспекта:
свет и жар, изображаемые, соответственно прямыми и волнистыми линиями. Свет и жар могут означать интеллект и эмоции, блеск несущей благодатный
дождь молнии, тепло очага, то есть либо огонь уютный, либо внушающий почтительный страх. Разжигание огня равносильно рождению, воскресению, а в примитивных культурах сексуальному воспроизведению. Обычай носить факелы по случаю помолвки и во
время исполнения обрядов плодородия указывает на воспроизводящую функцию огня.
Огонь и
вода являются двумя великими, активным и пассивным, принципами вселенной; они
Отец Небо и Мать Земля, все противоположности в мире элементов.
Огонь и вода находятся в постоянном конфликте, но в виде жара и влаги они необходимы для всякой жизни. В мире овощей огонь представлен семенем горчицы.
Огонь и
ветер проявления вулканических богов. Огонь домашнего очага
центр дома и является женским аспектом огня. Символами огня являются
треугольник, опирающийся на свое основание; свастика; львиная грива;
волосы; острое оружие;
ель;
азалия. В алхимии огонь центральный стабилизирующий и унифицирующий элемент. Действие начинается огнем и кончается огнем (ибн Бишрун). В вигваме у американских индейцев огонь занимает сакральное, центральное место, это место расположения Великого Духа; помимо всего прочего, огонь является посредником между Богом и человеком. У ацтеков огонь это ритуальная смерть, выкуп и наказание. В буддизме огонь олицетворяет мудрость, сжигающая всякое невежество. Огненная
колонна является неиконическим символом Будды. Огонь пожирает, а вода очищает. У китайцев пламя означает присутствие божества. Огонь это опасность, раздражение, свирепость, скорость, но в качестве духовной силы он солярен, ян.
Соединенный с принципом воды инь, огонь символизируется триграммой , в которой снаружи имеются линии ян, а внутри пустота инь. В христианстве огонь олицетворяет религиозное рвение и мученичество. Языки огня означают пришествие Святого Духа, глас Божий, божественное откровение; эмблема святого Антония Падуанского. У египтян огонь связан с Тотом как вдохновением.
В греко-римской культуре огонь атрибут всех вулканических богов-кузнецов и богов грома, таких как Гефест (Вулкан), олицетворяющих силу земного огня; кроме того, является эмблемой богини печи Весты; связан с Гермесом (Меркурием) как вдохновение. Богиня печи Гестия (Веста) была госпожой огня (Еврипид). У евреев огонь означает божественное откровение и глас Божий.
Господь Бог твой есть огнь пожирающий. У индусов огонь трансцендентный свет и знание, жизненная энергия мудрости. Огонь также идентифицируется с силами разрушения, освобождения и восстановления, послушными Шиве. Колонна пламени и вздымающийся
дым ведического бога огня Агни олицетворяет
ось мира. Будучи огнем, Агни связан как с плодородием молнии, приносящей дождь, так и с домашней печью. Пламя изображается золотыми зубами Агни, острым языком и лохматыми волосами; он скачет на солнечном олене, держит
топор,
веер и кузнечные мехи; рожден от дерева. На ведическом огненном алтаре зажигаются три огня на Юге, на Востоке и на Западе, олицетворяющие
Солнце и Небо, эфир и ветры, и Землю.
Черный, ужасающий аспект огня символизируется Кали (Дургой), которая является также всепожирающим Временем; обычно изображается в виде черной или красной фигуры с длинными клыками и языками огня, держащей атрибуты ее мужа Шивы:
трезубец,
меч,
барабан и сосуд с кровью. Разжигание огня это воспроизведение акта творения, интеграции и воссоединения посредством жертвоприношения.
Кольцо пламени вокруг Шивы олицетворяет космический цикл творения и разрушения.
Огонь как жизненное пламя это Кришна: Я огонь, помещенный в телах всех живущих (Бхагавад Гита). В иранской мифологии огонь был Священным Центром персидского храма, местом божества и Божественным Светом в душе человека. Это также сила Солнца, символизируемая Атаром, божественным огнем в Небесах и в дереве. Он также ассоциируется с законом и порядком.
В зороастризме
семя человека и быка имеют источником огонь, а не воду. В исламе огонь и пламя это свет и жара, божество и преисподняя. У пифагорейцев огонь ассоциируется с тетраэдром, поскольку является первым элементом, а тетраэдр первой фигурой в геометрии. В шумеро-семитской мифологии Мардук был богом огня, дожигающим врагов пламенем. .