(Άδραστος), в греческой мифологии
царь Аргоса (Apollod. Ill 6, 1). Изгнанный своим родичем
Амфиараем из Аргоса, А. получил от Полиба (деда по материнской линии) царскую власть в Сикионе, но после примирения с Амфиараем вернулся в
Аргос. Своих дочерей Аргию и Деипилу он выдал замуж за
Полиника и
Тидея - изгнанников, нашедших у него приют. Желая помочь зятю Полинику вернуть отцовский трон, он возглавил поход
семерых против Фив. в котором войска семерых вождей были разбиты и спасся лишь А. благодаря быстроте божественного коня Арейона (рождённого Посейдоном и Деметрой) (Hyg. Fab. 69; Apollod. Ill 6, 1-2, 8). Так
как фиванцы не хотели выдавать тела погибших под городом вождей, А., придя в
Афины, умолил Тесея помочь вернуть из Фив тела погибших, которые затем были преданы сожжению (Apollod. Ill 7, 1). Спустя десять лет А. участвовал в походе эпигонов на
Фивы (Paus. IX 9, 2; вариант: поход
Алкмеона и других сыновей семерых вождей, Apollod. Ill 7, 2), в котором он потерял сына
Эгиалея (Hyg. Fab. 71). По одному из преданий, А. бросился в костёр вместе со своим сыном Гиппоноем (Hyg. Fab. 242).
А. архаический герой, связанный со стихийными и даже экстатическими силами, на что указывает ряд признаков. Имя А.«тот, которого нельзя избежать» (ср. эпитет богини Немесиды «Адрастея» «неизбежная»). Он владелец божественного вихревого коня; сам он гибнет в огненной стихии, находится в родстве с наиболее буйными героями (Тидей, Диомед, Пирифой). А. злопамятен и коварен (выдал сестру Эрифилу за Амфиарая с целью погубить его). Культ А. в Сикионе, где, согласно Геродоту, «прославляли его страсти [представлениями] трагических хоров», почитая его «вместо Диониса» (Herodot. V 67), указывает на глубокую связь А. с Дионисом, хотя со времени тирана Клисфена (6 в. до н. э.) жертвоприношения и празднества в честь А. были отменены.
А. А. Тахо-Годи.
(Источник: «Мифы народов мира».)