Энциклопедия мифологии - бенина мифология
Бенина мифология
В Б. м. верховным божеством является Огбора (или Огбова), который затем уступает своё место сыну Оса (также Осалогбора, т. е. Оса, сын Огбора; или Осанова), оставив за собой надзор за «нижним миром». Оса живёт в небе. Молитвы к Огбора обращают через Оса. Оса помогал отцу в сотворении неба и земли, а вместе со своим сыном божеством Огиву участвовал в создании первых людей: Оса дал людям дыхание, а Огиву кровь (так же как и соки растениям). Оса дарует людям долгую жизнь. Огиву бог молнии. Он приносит смерть. Его жена Обиеми, дочь Оса, отличается добротой, её называют «Наша мать»; женщины обращаются к ней за помощью, если хотят иметь детей. Другим сыном (дочерью) Оса является Олокун бог (богиня) реки Бенин и моря; он посылает дождь, даёт богатство. Эсу бог, олицетворяющий зло и беспорядок, посыльный богов. В некоторых вариантах он сын Оса. Богиня Отау олицетворяет землю и плодородие.
Древние мифологические представления у бини были в значительной мере оттеснены на второй план поддерживавшимся государством культом обожествлённых царей оба.
Лит.: Мириманов В. Б., Первобытное и традиционное искусство, М., 1973; Ольдерогге Д. А., Древности Бенина, I-III, в кн.: Сборник Музея антропологии и этнографии, т. 15-17, М.-Л., 1953-55; его же. Искусство народов Тропической и Южной Африки, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961; Шаревская Б. И., Религия древнего Бенина, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 1, М.-Л.. 1957; её же, Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964; Talbot P. A., The peoples of Southern Nigeria. A sketch of their history, ethnologu and languages..., v. 1-4, L., 1926.
E. С. Котляр.
(Источник: «Мифы народов мира».)