(санскр. и пали bodhi, букв. «пробуждение»),
один из основных терминов буддийской мифологии, обозначающих высшие состояния сознания; духовное
просветление. Достижение В. не является прекращением дальнейшего духовного развития личности; все направления буддизма признают существование нескольких уровней Б. В произведениях махаяны выводится разделение между «наивысшим истинным пробуждением» (санскр. anuttarâ samyaksambodhi) и пробуждением шраваков (т. е.
архатов) и
пратьекабудд (санскр. sravakapratyekabodhi)
как более низким уровнем бодхи. В «Садхармапундарика-сутре», например,
Кашьяпа, Субхути,
Маудгальяяна и Катьяяна, которые уже стали архатами (т. е. достигли шравакабодхи), жалуются
Шакьямуни, что они не способны добиться «наивысшего истинного пробуждения», и
Шакьямуни предсказывает, что в будущем они достигнут этого состояния и станут
буддами.Слово «Б.» является также составной частью сложных слов, обозначающих объекты, вблизи которых Шакьямуни, по буддийским мифологическим представлениям, достиг духовного просветления: «дерево Б.» (bodhivrksa), «сидение Б.» (bodhimanda), «почва Б.» (bodhitala) и др. Все буддийские направления признают семь основных характеристик Б. (т. н. «члены бодхи» bodhyanga): раздумчивость, изучение дхармы, мужественность, восторженность, спокойствие, сосредоточенность и невозмутимость.
Лит.; Мялль Л.. Четыре термина праджня-парамитской психологии, в кн.: Ученые записки Тартуского университета, в. 309, 392, Тарту, 1973-76 (Труды по востоковедению, в. 2-3); Encyclopaedia of Buddhism, v. 3, fasc, 2, Ceylon, 1972, p. 178-272.
Л. Э. Мялль.
(Источник: «Мифы народов мира».)