Энциклопедия мифологии - брихаспати
Брихаспати
Развитие образа Б. далее пошло по двум направлениям: с одной стороны, Б. Атхарван, отец богов, создатель всего (АВ IV 1, 7), священная сила богов (Тайтт.-самх. I 5, 4) и даже высший принцип (РВ Х 71), причём он нередко отождествляется с брахманом («Шатапатха-брахмана», «Айтарейя-брахмана», «Тайттирия-самхита» и др.); с другой стороны, в эпосе и пуранах Б. жрец и наставник богов, предводитель семи риши из рода Ангираса; он правит планетой Юпитер, которая называется тем же именем. Уже в «Ригведе» Б.. участвует в мифе о похищении Валой коров и нахождении их в скале, которую Б. проломил своим рёвом; после этого Б. находит Ушас и Агни, сотворяет солнце (VI 50; Х 67, 4-5); он же создаёт ангирасов, вернувших коров, украденных Пани (РВ II 24, 6). Позже Б. появляется в сюжете похищения Сомой жены Б. Тары, войны богов с асурами и возвращения Тары к мужу (Вишну-пур. IV); в сюжете жертвоприношения Дакши, где Б. успокаивает разъярённого Рудру.
Во многих сюжетах Б. выступает как наставник богов, он предсказывает богам, что Гаруда похитит амриту, даёт советы Индре, его жене Шачи (в сказании о Нахуше, где Б. посредник между Шачи и богами), обучает Карттикею (в сказании о рождении Сканды) и т. д. Эпизодические роли играет В. в сказаниях о царе Марутте, о разрушении богами крепости асур Трипуры, о Яяти и др. Б. божество, возникшее на индийской почве, хотя сам образ соответствующей молитвы-ритуала имеет параллель в древне-иранской традиции.
Лит.: Strauss О., Brhaspati im Veda, Lpz., 1905; Shende N. J., Brhaspati in the Vedic and Epic literature, «Bulletin of the Deccan College Research Institute.. 1947, v. 8, p. 225-51; Renou L., Sur la notion de Brahman, «Journal Asiatique», 1949, v. 237, p. 7-46; Rosu A., Vacaspati, «Mitteilungen des Instltuts fur Orientforschung., 1959, v. 7; Schmidt Н., Brhaspati und Indra, Wiesbaden, 1968; Bhattachагji S., The Indian theogony, Саmb., 1970, p. 317-20.
в. Н. Топоров.
(Источник: «Мифы народов мира».)