Энциклопедия мифологии - чингисхан
Чингисхан
Образ Ч. претерпел эволюцию с распространением ламаизма в 1618 вв. По преданиям, Ч. как грозное, требующее кровавых жертв божество был укрощён панчен-ламой, который запретил кровавое жертвоприношение в его честь, запер гроб с костями Ч. и ключи от него увёз в Тибет, в монастырь Ташилхумпо. Ч. был включен в число охранительных божеств монгольского буддизма. В ряде молитв к нему обращались как к «белому носителю обета». Ламаистская традиция ведёт родословную Ч. от мифического индийского царя Маха Самади.
В мифологии монгольских народов с Ч. связано несколько фольклорных сюжетов. Ч. выступает как культурный герой, установивший некоторые свадебные обряды, изобрёвший водку, кумыс и табак; он покровитель кузнечного дела и т. д. Топонимический фольклорный цикл объясняет происхождение названий местностей, исходя из деятельности реального Ч.: Алтай улгий («золотая колыбель») место его рождения; Тогон Шулун («каменный котёл») и Санага («черпак») именуются так в память забытых воинами Ч. вещей. О названии горы Дёш («наковальня») в окрестностях Новоселенгинска (Бурятская АССР) существует легенда: здесь Ч. ковал железо, стоя одной ногой на правом, другой на левом берегу реки Чикой, закаливая в ней свои изделия. Ряд мифов посвящены предполагаемому месту нахождения могилы исторического Ч.: на дне специально отведённого русла реки; в одной из пещер общемонгольской святыни горы Бурхан-халдун и др.
Лит.; Дылыков С. Д., Эджен-хоро, в кн.: Филология и история монгольских народов, М.. 1958; Жамцарано Ц., Культ Чингиса в Ордосе, «Central Asiatic Journal», 1961, v. 6, № 3; С моле в Я. С., Бурятская легенда о Чингис-хане в связи с названием местностей Забайкалья и сопредельной Монголии, «Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Русского географического общества». 1900, т. 3, в. 1; Жуковская Н. Л., Ламаизм и ранние формы религии, М.. 1977; Ринчен Б., Культ исторических персонажей в монгольском шаманстве, в кн.: Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века, Новосиб., 1975; Bawden С. Р., The posthumous reputation of Genghis Khan, «New Orient», I960, v. 1, № 2.
Н. Л. Жуковская.
(Источник: «Мифы народов мира».)