Энциклопедия мифологии - демиург
Демиург
Д., изготавливающий ранее не существовавшие объекты, сопоставим с культурным героем, большей частью добывающим предметы, ранее уже существовавшие, но удалённые, скрытые и т. д. (представления о Д. возникают параллельно или стадиально позднее). Практически в архаических мифологиях функции Д. и культурного героя (иногда с преобладанием какого-либо из этих аспектов) выполняются одним персонажем племенным (тотемным) зооморфным, и позднее антропоморфным первопредком-прародителем (ср. создание людей Д.), который зачастую действует как трикстер или в паре (особенно в близнечных мифах) со своим антагонистом-трикстером. Постепенно, с усилением «космичности» этого персонажа (сопровождающимся иногда переселением его в один из других миров, большей частью на небо; см. Верх и низ), эти функции дифференцируются, но подобный синкретизм (или его рудименты) может сохраняться и на более поздних стадиях.
В литературе термин «Д.» применяется также для обозначения мифологического персонажа, наделённого функциями созидания лишь космических объектов, природы, в отличие от культурного героя, созидающего преимущественно культуру.
В античности термин «Д.» приобрёл мифолого-философское значение: у пифагорейца Филолая Д.принцип, сохраняющий сущность вещей, несмотря на их текучесть (В 21); у софиста Крития мировой ум (В 19); у Платона в диалоге «Тимей» Д. творец космоса, благой отец, создающий небо, землю и её обитателей (28 С 29 А, 41 АВ и др.); Д. устроитель космоса встречается и у Аристотеля (frg. 13 Rose); неоплатоническая разработка учения о Д. принадлежит Проклу (в комментарии на диалог Платона «Тимей»); у гностиков Д. творческое начало, производящее материю, отягощенную злом.
Е. М. Мелетинский.
(Источник: «Мифы народов мира».)