(djahannam), в мусульманской мифологии наиболее распространённое название ада (ср. с др.-евр. гехинном геенна). В Коране упоминается
как место грядущего наказания грешников: «Д.место им назначенное всем» (15:45). Согласно Корану, в Д. попадут и
люди, и джинны (11:120; 41:24), одни из которых будут пребывать там вечно (23:105), другие временно (11:109). Главные мучения, которые ожидают грешников в Д.,от жгучего огня. Образ огня преобладает в отличающемся натуралистическими деталями кораническом описании Д. «А те, которые несчастны,в огне, для них там вопли и рёв» (11:108). «Поистине, тех, которые не верили в наши знамения, мы сожжём в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, мы заменим её другой кожей, чтобы они вкусили наказания» (4:59). Грешники, находящиеся в Д., связаны цепями, «одеяние их из смолы, лица их покрывает огонь» (14:50-51), «огонь обжигает их лица и они... мрачны» (23:106). Питьё грешников кипяток (37:65; 38:57), который «рассекает их внутренности» (47:17), и гнойная
вода. Когда грешник проглатывает эту воду, «приходит к нему
смерть со всех мест, но он не мёртв, а позади его суровое наказание» (14:1920). В Д. растёт дерево заккум, у которого вместо плодов головы шайтанов (37:60-64).
По кораническому представлению, широко разработанному комментаторами и богословами, Д. образуется сочетанием концентрических воронкообразных кругов. Д. имеет ворота (39:71-73; в одном из описаний семь ворот, 15:44). В некоторых местах Корана Д. представляется также в виде дрожащего, движущегося чудовища (89:24; 67:7-8), что аналогично некоторым западноевропейским средневековым представлениям об аде.
Поздние варианты предания развивали оба коранических представления о Д. В них появилось также толкование широко употребительного в Коране выражения «прямая дорога», «прямой путь» (ас-сират ал-мустаким) как протянутого над Д. моста шириной в лезвие меча, по которому будут проходить люди в день страшного суда.
м. Б. Пиотровский.
(Источник: «Мифы народов мира».)