Энциклопедия мифологии - хельги
Хельги
В центре внимания эддических песней о X. его воинские подвиги (их главные мотивы родовая месть, добывание невесты). Герой пользуется покровительством валькирий - богатырских дев-воительниц, из их числа и его возлюбленная (Сигрун, Свава). Ряд признаков указывают, по мнению Е. М. Мелетинского, на происхождение сказаний о X. из богатырской сказки: детство героя (по одной версии, раннее возмужание, по другой запоздалое), ритуальное посвящение героя и наречение его именем, которое даёт ему дух-хранитель (у X. это валькирия, которая затем и защищает героя в битвах); героическое добывание невесты. X. гибнет в бою с «кровными» врагами (по одной из песней, убийца X. сын убитого им конунга Хродмара, по другой брат Сигрун); вслед за героем гибнет и его возлюбленная Сигрун.
О. Хёфлер в поисках ритуальных истоков сказания о X. предполагает, что X. культовое имя жертвы в древнегерманском религиозном центре, описанном Тацитом («Германия», 39); возлюбленная X. жрица, руководящая жертвоприношениями, а убийство X., совершаемое копьём Одина, символизирует обновление королевской власти при посредстве ритуальной жертвы. Мотив смерти и вторичного рождения X. и его возлюбленной [две песни о X. имеют конец: «Говорят, что X. и Свава (X. и Сигрун) родились вновь»] отражает, возможно, представления об эйнхериях - павших в бою героях, и о хьядингах, которых валькирии возрождают для новых битв.
Лит.: Мелетинский Е. М., «Эдда» и ранние формы эпоса, М., 1968; Ноf1ег О., Kultische Geheimbunde der Germanen, Fr/M., 1934; его же, Das Opfer im Semnonenhain und die Edda, в кн.: «Edda, Skalden, Saga. Festschrift zum 70. Geburtstag von F. Genzmer», Hdlb., 1962; Vries J. de. Die Helgilieder, «Arkiv for Nordisk tilologi», 1967, bd 72, № 3/4.
А. Я. Гуревич.
(Источник: «Мифы народов мира».)