Энциклопедия мифологии - хеймдалль
Хеймдалль
Образ X. крайне труден для понимания из-за отрывочности информации и отсутствия связного мифа о нём. Учёные 19 в. считали «светлейшего из асов» персонификацией радуги (или млечного пути, небесного свода, зари, солярным или лунарным божеством и т. д.); его сравнивали как с Христом или архангелом Михаилом (трубит в рог), так и с различными «звериными» демонами либо имеющими рога (козёл), либо воспринимаемыми как стражи (петух) или как духи дерева (дятел); была и попытка противопоставить X. как «бога начала» Локи как «богу конца», а также отождествить X. с каким-либо другим скандинавским богом Тором, Видаром, Фрейром. Из новейших интерпретаций представляют интерес объяснения X. Пиппинга, Ф. Р. Шрёдера, В. Грёнбека, О. Ольмаркс. Пиппинг, исходя из работ У. Харва и А. Ольрика о мировом древе и из сибирских параллелей, расшифровывает Heim-dall как «мировое древо» и считает X. персонификацией мирового древа или мирового столпа. «Девять матерей» это, по Пиппингу, «девять миров» (упоминаемых в «Прорицании вёльвы» «Старшей Эдды»). Шредер отождествляет X. с индо-иранским Митрой и с якутским Белым юношей первопредком (ср. отождествление Хеймдалль Риг), который якобы восходит к манихейству и митраизму. Грёнбек определяет X. как бога-стража, который, подобно индийскому Варуне, является охранителем святости культового праздника; его дети культовая община, «девять матерей» девять ритуальных актов, его «рог» связан с ритуальной музыкой. Ольмаркс современными филологическими средствами возрождает солярную интерпретацию X.: Врисингамен, за который X. борется с Локи, это иносказание солнца, солнечный бог рождается из моря и его девять матерей волны и одновременно девять месяцев беременности моря солнцем; первопредки (Риг) якобы всегда солнечные боги, меч X. солнечные лучи, а рог X. лунарный символ (как и глаз Одина). Наиболее вероятным представляется интерпретация X. как стража богов и хранителя мирового древа, антропоморфной персонификацией которого он, возможно, и является. Одновременная связь с мировым древом Одина (как божественного шамана) объясняет параллелизм слуха (рога) X. и глаза Одина. Не исключено, что рог X. (в свете кеннинга о голове-мече) и прозвище «златорогий» первоначально связаны с его зооморфной ипостасью. С мировым древом связана и культовая община, откуда, возможно, и идёт представление о X. как первопредке. Не исключён и дополнительный солярный символизм. Образ X., трубящего в рог перед концом мира, скорее всего, обязан христианскому влиянию.
Лит.: Оhlmarks A., Heimdalls Horn und Odins Auge, Lund Kbh„ 1937 (Studien zur nordischen und vergleichenden Religionsgeschichte, Bd. 1); Gronbech V., The culture of the Teutons, II, L. Kbh., [1932]; Schröder F. R.. Altgermanische Kulturprobleme, В. Lpz., 1929 (Trubnere phllologische Bibliothek, Bd. 11); Gurewitz A., Tripartitio Christiana tripartitio scandinavica (W eprawie interpretacji «Piesni о Rigu.). «Kwartalnik historyczny, 1973, rocznik 80, № 3.
E. М. Мелетинский.
(Источник: «Мифы народов мира».)