Энциклопедия мифологии - имана
Имана
Согласно мифам, он создал мир: небо и землю, растения и животных, первую человеческую пару. Первыми детьми этой пары были Хуту (Бахуту) и Тутси (Батутси) предки основных этнических групп, населяющих Руанду. И. властен над жизнью и смертью. Он способствует рождению детей, размножению скота, даёт плодородие полям; вызывает дождь, с ним связаны молния и гром. В мифе о происхождении смерти И., по ошибке принявший змею за человека, дал ей бессмертие. На другой день он понял свою ошибку и велел людям убивать змей. Уделом же людей стала смерть. В мифологии ньяруанда обнаруживаются позднейшие наслоения: в мифах обосновывается исторически сложившееся в Руанде привилегированное положение скотоводов тутси по отношению к основной массе населения земледельцам хуту и особенно к аборигенному населению страны пигмеям (батва). В одном из таких мифов И. подверг братьев Гатутси (прародителя пастухов тутси), Гахуту (прародителя земледельцев хуту) и Гатва (предка пигмеев) испытанию, оставив им на сохранение миску с молоком. Гатва выпил молоко, Гахуту пролил часть, и только Гатутси выдержал испытание. Поэтому Гатва стал рабом своих братьев и должен был жить в лесу; Гахуту стал возделывать поля и смог благодаря этому покупать скот; а Гатутси получил весь скот и стал властителем над всеми. С И. ньяруанда связывают происхождение Кигва.
Лит.: Baumann Н., Schöpfung und Urzeit des Menschen im Mythus der afrikanischen Völker, В.. 1936; Нurel Е., I.a poesie chez les primitifs ou contes, fables, recits et proverbes du Rwnda |Lac Kivu]. Brux., 1922; Tegnaeus Н., Le heros civilisateur. Contribution a l'elude ethnologique de la religion et la sociologie africaines, Storkh.. 1950; Werner A., Myths and legends of the Bantu, I... 1933.
Е. С . Котляр.
(Источник: «Мифы народов мира».)