название верховного жреца у балтийских народов, восходящее к мифологизированному родоначальнику жреческой традиции. Уже П. Дюсбург и Николаус фон Ерошин (14 в.) сообщают сведения о прусском первожреце К. (Criwe), живущем в общепрусском святилище Ромове и почитаемом
как римский папа. Вещественный символ К. кривая палица, отправляемый им культ связан с огнём и священным дубом в Ромове. Ещё подробнее сведения о К. (kirwait, kirwaido) У С. Грунау и других авторов 16 в. В их описаниях мифологической эпохи у пруссов говорится о братьях
Видевуте и Брутене. Брутен принял титул Crywo Cyrwaito и воздвиг в Рикойто жилище для богов
Патолса, Потримпса, Перкунса (Перкунаса) и для себя. «Старец»
Патолс и
Потримпс два близнечных божества были изображены на священном дубе в Ромове (ср. почитание римских близнецов основателей города в связи с ficus Ruminalis, «дерево Рима»). У пруссов во многих местах устанавливались столбы с изображением Видевута и Брутена, которые почитались как
боги. В этом контексте, характеризуемом наличием двух богов-близнецов (старшего и младшего), двух братьев,
один из которых вождь, а другой
жрец с титулом Криве-Кривайтис, двух столбов, изображающих этих братьев, и т. п., можно предположить, что Криве-Кривайтис первоначально обозначал обоих братьев (характерно уменьшительное образование Kriv-ait как обозначение младшего брата, аналогичное римской паре: Remus Romulus,
Рем и
Ромул, или осетинской Xsart Xsœrt-œg, ср. другие
близнечные мифы). Это имя известно и старым источникам по литовской мифологии. Криве-Кривайтис описывается как жрец Перкунаса в святилище, находившемся в долине Швинторога в Вильнюсе; он приносил в жертву богу животных (Грунау также сообщает о принесении К. в жертву козла). Позднее предание об основании Вильнюса сообщает, что верховный жрец Криве-Кривайтис отец Лиэдейко, подкинувший его младенцем князю Гедимину, который увидел мальчика плачущим в орлином гнезде. Лиздейко сам стал Криве-Кривайтисом и родоначальником фамилии Радзивиллов. Он истолковал сон, приснившийся Гедимину, предсказав основание Вильнюса. Сочетание мотивов «подкинутый мальчик в орлином гнезде» и «дар предсказания» устойчивый признак мифов о воспитании шаманов (см. Шаманская мифология). Нередко у ставшего шаманом оказывается брат-.неудачник, что также указывает на тему близнечества, предполагаемую в связи с образом Криве-Кривайтиса. Реконструкция приводит к правдоподобному постулированию близнечной пары Krivи Kriv-ait-. Подобно тому как в Риме более короткое имя обозначало обоих братьев: Remi в значении Рем и Ромул, в балтийской традиции предпочтение было отдано основе Kriv-, откуда и происходит нейтральное обозначение верховного жреца. Ещё более существенно, что по имени героя-основателя, одного из близнецов, город получает своё название. Ср. Roma,
Рим, при Romulus и
Криве при названиях Кривой город, Krzywgorod, Curvum castrum в Вильнюсе (древняя часть города). Таким образом, К. (литов. Krivë) выступает не только как основатель ритуальной традиции, но
и, вполне возможно, как основатель древнего поселения, предшествующего историческому Вильнюсу. Сказанное о Криве-Кривайтисе и его близнечных истоках, как и глубоко укоренённая в балтийской традиции
идея близнечества, проявляющаяся в мифологии и фольклоре, в орнаменте, украшениях, утвари, деталях
дома, ритуальных сооружениях и даже в вегетативных символах (см.
Юмис, Балтийская мифология), позволяет сделать вывод о том, что парное имя Krive-Krivaitis отражает некогда существовавший близнечный образ. Существенно, что название жреца (литовский Krivis, Krivë, kriváitis; krivaitë, жрица-помощница Криве-Кривайтиса) соотносится с названием его основного атрибута искривлённой палки, посоха, жезла (литов krivë, krivûlë, krivùlis, kreivùlis, kreivašãkis и т. д., ср. литов. kreivas «кривой», «косой»).
Тот факт, что К. входит в близнечную пару, объясняет и семантику имени, поскольку близнецы в мифах противопоставляются друг другу по сходным признакам: прямой кривой, правый левый. При учёте того обстоятельства, что часто один из близнецов первый смертный в данной традиции, символ связи традиции и коллектива с родной землёй, а второй близнец основатель религиозного закона и учредитель ритуала, уместно высказать предположение о возможном отражении этой схемы в обоих циклах легенд об основании Вильнюса:
Швинторог или К. как первый умерший, и Кривайтис как верховный жрец, установитель ритуала. Не исключено, что подобная близнечная схема предполагала соответствующую топографическую (напр., в связи с Вильнюсом: долина Швинторога и гора Гедимина Кривой город) и социальную (княжеская дружина, военная функция жречество, магико-ритуальная функция) дифференциацию.
Лит.: Mannhardt W.. Letto-Preussische Gotterlehre, Riga, 1936.
В. В. Иванов, В. Н. Топоров.
(Источник: «Мифы народов мира».)