Энциклопедия мифологии - круг
Круг
Во временном плане идея К. находит ещё более полное воплощение. В многочисленных мифологических сюжетах и мотивах, в бытовых представлениях и соответствующих обычаях в самом языке (ср. рус. время из * vert-men«то, что вращается, возвращается») нашла отражение циклическая концепция времени (см. Календарь, Цикличность). Суточное и годовое круговое движение солнца соединяло цикличность времени с цикличностью пространства, что уже в более позднее время нашло отражение в структуре мегалитических сооружений, связанных с астрономическим счётом времени (ср. кромлехи), или т. н. «круглых» календарей, в иероглифических и других символических способах обозначения времени или отдельных его элементов через фигуру К. Все эти представления мотивируют не только типологически частый образ космоса в виде К. (или шара), но и метонимический образ основного божества в той же форме. Естественно, что в качестве такого божества чаще всего выступает солнце, символизируемое К. и на основании его формы, и в силу кругового характера его суточного и годового движения (ср. дискообразную корону Ра, крылатый диск Атома, солнечную колесницу Аполлона, а также образ солнечного глаза в виде К.). Схема древа мирового и близкие к ней варианты неоднократно подчёркивают идею К., нередко мультиплицируя её. Прежде всего само солнце (всегда в виде К., иногда с крыльями) непременно присутствует в этой схеме. Годовое круговое движение солнца по отношению к оси мирового древа конституирует круговое пространство по горизонтали (в горизонтальной проекции дерево отмечает пуп земли в минимуме и окружность, отделяющую внутренний К. от внешнего пространства, в максимуме), а суточное круговое движение солнца определяет вертикальную плоскость мирового древа (включая и вариант «антидерева», ср. дерево нижнего мира, бездны, смерти и т. п.). Нередко оба этих круговых движения подкрепляются расположенными по кругу мифологическими объектами, например знаками зодиака (или соответствующих животных) или божественными персонажами (12-членные пантеоны; в частности, олимпийские боги как раз и образуют некий умозрительный К., упорядочивающий их множество; ср. хоровод, т. е. тот же К., с Аполлоном в центре, в представлениях о музах); не случайно поэтому, что К. является и символом пантеона в целом, и эмблемой отдельных богов. Характерно, что и «земные боги» также нередко усваивают К. в качестве эмблемы своего могущества и власти [ср. царские инсигнии в Вавилоне и у хеттов или шар (обычно с крестом над ним) как символ имперского величия и мощи]. Перенесение мифологических пространственно-космических представлений на социальную среду можно усмотреть в распространённом способе изображения структуры брачных классов как К., в структуре архаического поселения в виде К.; ср. также языковые данные, относящиеся к обозначению как самого поселения (ср. община, из праслав. *оЬьti«круглое» в соответствии с так называемыми «круглыми деревнями», нем. Runddorf), так и более крупных объединений, строго говоря, не предполагающих геометрически круглой формы (ср. рус. округ, область, нем. Kreis «уезд», собств. «круг», Bezirk, «округ» и т. п.). Следует отметить также почти универсально распространённую связь К. и других круглых форм с женским началом. К. в сочетании с другими фигурами и символами образует широко разветвлённую область символических и эмблематических ассоциаций. Некоторые из них: К. и крест - центр и 4 направления вселенной; К. и тетива власть и сила жизни и смерти (в ассирийском искусстве); К., разделённый надвое, день и ночь, лето и зима, символ инъ и ян в Китае; крылатый К. божество, божественный дух; К. внутри К. андрогинизм; 2 К. эмблема близнецов (ср. А шейное, Диоскуров и др.); 2 соединённых К. союз неба и земли (см. Священный брак). Область функционирования К. многообразна от культовых принадлежностей и овеществлённой магии (амулеты и т. п., часто характеризующиеся круглой формой) до концепций искусства и науки.
Лит.: Бобринский А. А„ О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии, М., 1902; Мüllег W., Kreis und Kreuz, В., 1938; его же. Die blaue Hütte, Wiesbaden. 1954; Loettler-Delachaux М., Le cercle, [Gen., 1947]; El lade М., Le mythe de l'éternel retour, archétypes et répétition, [P., 1949]; его же. Centre du monde, temple, maison, Roma, 1957; его же, Le sacre et le profane, [P., 1965]; Lévi-Strauss C., Les organisations dualistes existent-elles?, «Bijdragen tot de taal-, landen volkenkunde*. 1956, deel 112; его же. Les structures élémentaires de la parenté, 2 ed., P., 1968; Horsch P., The wheel: an Indian pattern of world-interpretation, «Sino-Indian Studies», 1957, v. 5, № 3-4; Hummel S., Der Ursprung des tibetischen Mandelas, •Ethnos». 1958, Bd. 23; Leadbeater C. W., The Chakra», 5 ed., Madras, 1958; Metman Ph., Cakra-symbolism and analytical therapy, в сб.: Der Archetyp, Basel N. Y., 1964. p. 220-24; Leroi-Gourhan A., Les religions de la préhistoire, P., 1964; Gelling P., Davldson H. Е., The chariot of the sun and other rites and symbols of the Northern bronze age, L.. 1972.
В. H. Топоров, М. Б. Мейлах.
(Источник: «Мифы народов мира».)