(др.-инд. Lakºmi, «знак», «добрый знак», «счастье», «красота»), в индийской мифологии богиня счастья, богатства и красоты. Другое её имя Шри (Cri, «процветание», «счастье», «слава»). Л. и Шри
как две разные богини появляются в поздней ведийской литературе Яджурведы
и, по-видимому, заимствованы из доарийского субстрата: Л., вероятно, была богиней богатства и счастливых предзнаменований, Шри богиней плодородия и изобилия. Два образа начинают сливаться в эпоху упанишад, но ещё в «Махабхарате» сохраняется некоторое различие между Л. и Шри как двумя ипостасями одной богини. Согласно наиболее распространённым представлениям, Л.супруга
Вишну. В древнейших текстах и даже ещё в «Махабхарате» и некоторых пуранах Л. ассоциируется с
Праджатштк-Брахмой, Куберой. Дхармой, Индрой. В «Махабхарате» (I 189) воплощением Л. считается
Драупади, пять супругов которой (пандавы) воплощения Индры. В «Хариванше» (200)
бог любви Кама-дева назван сыном Л. и Дхармы. Иногда Л. отождествляется с
Сарасвати, богиней мудрости, но в некоторых текстах Л. и
Сарасвати две соперничающие между собой жены Брахмы.
Существует несколько мифов о рождении Л. Согласно одному из них, Л. дочь Бхригу и Кхьяти. Согласно другому, когда боги и асуры пахтали океан (см. в ст. Индуистская мифология), Л. появилась из него с лотосом в руках (или сидя на лотосе). По иным представлениям, Л. возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса;
отсюда такие её имена, как Падма или Камала («лотосная»). В числе других её имен Индира («прекрасная» или «могущественная»), Чанчала и Лола («непостоянная»), Локамата («мать мира»). Вишну и Л. олицетворяют основные начала и стихии бытия. В некоторых течениях вишнуизма Л.шакти Вишну. Считается также, что она сопровождает Вишну во всех его аватарах, воплощаясь в Ситу, супругу Рамы, в Рукмини, супругу Кришны (или в Радху, его возлюбленную) и т. д.
Лит.: Hartmann G., Beiträge zur Geschichte der Göttin Lakami, Kiel, 1933.
С. Д. Серебряный.
(Источник: «Мифы народов мира».)