( от араб. «ангел-павлин»), в мифологии езидов (исповедующая особую религию часть курдов) верховный ангел. Изображается в виде павлина (петуха). Слово «М.-т.» употребляется вместо имени Зазаил, которое обычно не произносится. Образ М.-т. складывался, испытывая влияние иудео-христианских, иранских, суфийских представлений. М.-т. эманация верховного бога-демиурга, носитель активного
начала в мире (демиург не вмешивается в земные дела и общается с миром через посредство семи ангелов) (ср. суфий-ско-персидскую легенду о создании богом мирового духа в виде павлина). В то же время М.-т. падший ангел, который, однако, будет непременно прощён богом (в других вариантах мифа он уже прощён). Абсолютизация этой ипостаси образа М.-т. способствовала формированию ошибочного представления о езидах
как дьяволопоклонниках (в то время как езиды вообще отрицают существование зла как самостоятельного начала). Представления езидов о падении М.-т. отличаются как от иудео-христианского мифа о дьяволе, так и от зороастрийского и манихейского дуализма (с которым они, по-видимому, генетически связаны) с их известной автономностью злого начала. М.-т., видимо, был отринут богом вследствие своей связи с земным миром. По одному из вариантов мифа, М.-т., никогда не видевший лица бога, попросил его об этом. За это
бог бросил его на
тот свет и сделал царём рая, потому, что на этом свете лицо бога видеть нельзя. Отсюда явствует первоначальное присутствие М.-т. именно на «этом свете». М.-т. (в других вариантах мученик Абрикий) уничтожает
ад, где он томился, залив адский.
огонь своими слезами, которые в течение семи тысяч лет наполнили семь сосудов. В мифе о сотворении человека М.-т. играет роль, сходную с ролью библейского сатаны-искусителя. Бог поручает М.-т., сотворившему Еву, вывести прародителей из рая, чтобы их потомством населить землю. М.-т. побуждает их попробовать виноград (или пшеницу), отчего у них начинается боль в желудке и они узнают, что такое страдание. М.-т. пробивает в нижней части тел Адама и Евы необходимые отверстия (в другом варианте их проклёвывает птица); лишившиеся невинности прародители изгоняются из рая (ср. также восточную легенду о том, что
дьявол предстал перед Евой в облике павлина).
М.-т. связан с солнечным началом:
он отождествляется с солнцем Шейх-Шемсом и (шире) со светоносным ангелом (ср. Люцифер). Изображение М.-т. в виде павлина соотносится с солярной символикой павлина в других мифологиях (напр., Юго-Восточной Азии). Иногда М.-т. называют ангелом веры, в этом качестве он сопоставим с иранским Сраошей духом веры, послушания и дисциплины (священная птица Сраоши петух). Вместе с М.-т., составляя своеобразную триаду, почитаются езидские святые шейх Ади и халиф Язид I, которые считаются его воплощениями. Манифестацией М.-т. езиды считают также Иисуса Христа.
Металлические изображения павлина М.-т. (санджак) употребляются еэидами как оберег.
Лит.: Березин И., Езиды, «Магазин землеведения и путешествий», 1854, [т. З], с. 428-54;
Егиазаров С. А., Краткий этнографическо-юридический очерк езидов Эриванской губернии, в кн.: «Записки Кавказского отдела имп. Русского географического общества», 1891* т. 13, вып. 2, с. 171-234; его же. Извлечение из заметок г. Сиуффи об езидах, там же, с. 264-88;
Карцев Ю. С., Заметки о турецких езидах, там же, с. 235-63; Курдский фольклор, собрали, составили, снабдили примечаниями и предисловием О. Джалил и Дж. Джалил, кн. 1-2, М., 1978; Menzel Th., Yazіdі, в кн.: Enzyclopedie des Islam, Bd 4, Leiden-Lpz., 1934 (лит.);
Zarayq Q. (ed.). The Jazidis, past and present, by Isma'Il Beg Chol, Beirut, 1934.
(Источник: «Мифы народов мира».)