(«отец», «породивший»), Мвали, Мнвали, Унвали, Моари, М о ал
и, М
нар и, в мифологии народов группы шона (междуречье Лимпопо и Замбези) божество, предок-громовник (аналогичен
Мулунгу, Калунге). Согласно мифам, М. живёт на горе предков, в пещере, в месте погребения предков. М. податель дождя (типичная для предков функция), может покарать засухой. М. приносят в жертву чёрный скот (чёрный ритуальный цвет дождя). Посредниками между М. и людьми являются
предки и цари. Он произвёл людей на дне
озера Дзивоа, затем первые
люди породили в подземных водах человечество и
растения. М.
как предок, выступающий в роли
культурного героя, сопоставим с другими культурными героями-предками с
Мукуру (у гереро).
Моримо (у суто),
Ункулункулу (у зулу). Однако он уже в значительной мере обожествлён, стоит в центре организованного культа (что соответствует относительно высокой организации общества у шона, создателей государства Мономотапа). Согласно представлениям шона,
земля принадлежит М., а управляет страной от имени М. вождь. Первый вождь племени произошёл от М. По одному из мифов, во главе народа по воле М. стал самый добродетельный из его сыновей Чилуме, он получил от М. барабаны предков. Чилуме действует соответственно приказаниям М.
М. характеризуется иногда и как мифологический трикстер. Согласно одной версии, М. (Мнвали) попросил у человека по имени Кхари одеяло. Тот отказал М., но не смог прогнать его из своего дома. Когда же Кхари сжёг свою хижину, он услышал голос М. с дерева; приказал срубить дерево, голос М. раздался с крыши соседнего дома. Затем М. «вошёл» в одного быка, принадлежащего Кхари, и бык стал разговаривать. Четверо юношей по распоряжению Кхари убили быка, но его мясо не поддавалось жарке. И вдруг они увидели, что мясо, кости и шкура быка поднялись в небо, и услышали, как М., засмеявшись, сказал: «Я получил больше, чем одеяло».
Лит.: Bullock Ch., The Mashona, Cape Town, 1927; Hall R. N. and Neal W. G., The ancient ruins of Rhodesia (Monomotopae imperium), 2 ed„ L„ 1904; Pettersson 0., Chiefs and gods. Religious and social elements in the South Eastern Bantu kingship, Lund, 1963;
Sicard Н. von, Ngoma Lungundu. Eine afrikanische Bundeslade, Upsala, 1952.
Е. С. Котляр.
(Источник: «Мифы народов мира».)