Энциклопедия мифологии - напиток богов
Напиток богов
Едва выйдя на свет, Сома был похищен демонами и спрятан на вершине высокой горы за ста железными воротами, закрытыми на сто замков Охранять его поставили стрелка Кришану, беспокойного мыслью, не ведающего сна (1)
И задумал Индра освободить Сому, который и сам жаждал превратиться в сок, коснуться божественных губ, пронизать все тело пьющих и стать соучастником их великих деяний, но всего этого он был лишен, пока не вызвал Индра могучего Орла, сказав
— Лети и вызволи Сому
И взлетел Орел к горе — темнице Сомы, пробил одним махом сто ворот, схватил клювом потянувшийся к нему стебель и двинулся к Индре и другим богам Кришану успел пустить вдогонку Орлу всего лишь одну, но не дающую промаха, стрелу Пробила она одно из маховых перьев и вырвала его (иногда его и поныне можно увидеть в утреннем небе) Орел же устремился дальше
И принял Индра Сому из клюва орла Один из отростков он воткнул в землю, чтобы Сома рос всегда, а остальную часть стебля выжал, очистил, выпил и дал выпить богам И стал Сома другом и союзником Индры Ни одного подвига он не совершал без Сомы Он помог ему найти коров, спрятанных пани, а также сокровища этого народа, и даже участвовал в уничтожении Вритры. Оттого-то, прославляя Индру, мы прославляем и Сому.
По широте своего сердца Индра поделился Сомой со всеми, и с тех пор к Индре стремятся обитатели всех трех миров — далекие, средние и близкие, пользующиеся миром и воюющие, бескорыстные и стремящиеся к добыче Тот же, кто пренебрегает всевозбуждающей сомой, кто бессмысленно копит в доме своем богатства и прячет их от других, не дождется от Индры добра1 могущественнейший бог обрушит на него гром и молнию, развеет все им нажитое по ветру.
Примечания:
1 Помещение Сомы на недоступную для смертных высоту, скорее всего связано не с тем, что растение, из которм о изготовлялся возбуждающий напиток, росло в горах, а с недостаточно ясной ассоциацией напитка с небесным телом — Луной уже в ведийскую эпоху Возможно в основе ассоциации было сопоставление изменения в состоянии луны с самочувствием человека, выпившего сому и во влиянии луны на все живое, то, что уже в ведах называлось майей (Gonda 1985 b, 39 и ел ) (Источник: «Мифы древности: Индия. Научно-художественная энциклопедия.» Немировский А.И., М:., Лабиринт, 2001.)