Энциклопедия мифологии - парджанья
Парджанья
Как бог дождя П. имеет непосредственное отношение к плодородию. Он оживляет землю своими семенами (= дождём), производит скот и семена растений и выращивает растения, идущие в пищу (РВ V 83, 4-5; 10; VI 50, 12; 52,6; АВ IV 15, 2-3, 15; VIII 7,21); он помещает семя не только в растения, но и в коров, лошадей, женщин (РВ VII 102, 2); П. не раз сравнивался с такими символами производительной силы,* как бык или буйвол (ср., в частности, мотив: буйвол, рождённый П., приносит дочь Сурье). По этой же причине П. часто называют отцом. В частности, он отец Сомы (IX 82, 3), который возрастает благодаря ему (IX 113, 3). Жена П.Земля; в «Атхарваведе» (XII 1, 12) Земля называется матерью, а П.отцом. В этом отношении П. аналогичен Дьяусу и может рассматриваться как действующее лицо архаичной мифологемы бог грома и дождя оплодотворяет Землю. В более позднее время П. выступает как один из 12 адитьев, как бог-хранитель, повелевающий тучами и дождём.
Роль П. в индуистском пантеоне крайне незначительна, что резко контрастирует с тем местом, которое занимал носитель соответствующего имени в древней индоевропейской мифологии. В имени П. скрывается название индоевропейского громовержца; ср. литов. Perkunas, латыш. Perkons, слав. Регчпъ, др.-исл. Fjorgyn, хетт. Pirua-/Perua (ср. peruna «скала») и т. д.
Лит.: Przyluski J., Deux noms Indiens du dieu du soleil. «Bulletin of the School of Oriental studies», 1931, v. в, pt. 2. p. 457-60.
В. Н. Топоров.
(Источник: «Мифы народов мира».)