Пелопс (Πέλοψ), в греческой мифологии
герой, сын
Тантала. Убив П.,
Тантал пригласил богов на
пир и подал им угощение, приготовленное из тела П. Разгневанные
боги, отвергнув эту нечестивую трапезу, приказали
Гермесу вернуть П. к жизни.
Гермес выполнил волю богов, погрузив разрозненные члены П. в
котёл с кипящей водой; юноша вышел из него наделённым необычайной красотой (Pind. 01. I 37-50). Только одно его плечо (которое в задумчивости съела
Деметра, опечаленная исчезновением дочери
Персефоны) пришлось изготовить из слоновой кости; с тех
пор у потомков П. на левом плече сохранялось белое пятно. П. унаследовал от отца власть над областью Сипила, но, теснимый троянским царём Илом, решил переправиться в Грецию, захватив с собой свои несметные сокровища. Для этой цели его покровитель
Посейдон подарил ему золотую колесницу, запряжённую крылатыми конями; при переправе через море
кони мчались так легко, что оси
колесницы не касались волн. В Греции П. стал свататься к
Гипподамии, дочери
Эномая, царствовавшего в Писе (Элида).
Эномай, испытывавший страсть к собственной дочери (вариант: ему была предсказана
смерть от будущего зятя), заставлял претендентов на руку Гипподамии состязаться с ним в беге на колесницах. Он давал своему сопернику преимущество во времени, а затем без труда нагонял его и поражал ударом копья в спину. К моменту появления П. в Писе Эномаем было убито 12 или 13 человек; их могилы показывали в Олимпии ещё во 2 в. н. э. (Paus. VI 21, 9). Согласно одной версии мифа (Pind. 01. I 67-88), П. легко выиграл
состязание (или похитил Гипподамию) благодаря своим крылатым коням. Более распространён другой вариант мифа, по которому П. воспользовался помощью
Миртила, возницы Эномая: он пообещал Миртилу, влюбленному в Гипподамию, но не дерзавшему вступить в состязание с Эномаем, половину царства Эиомая и обладание Гипподамией в течение одной ночи.
Гипподамия, покорённая красотой П., уговорила Миртила оказать П. содействие.
Миртил заменил металлическую чеку в колеснице Эномая восковой, вследствие чего колесница разбилась и Эномай погиб (Apollod. epit. II 3-9; Paus. VIII 14, 10-12). П., который хотел избавиться от свидетеля его коварной победы (вариант: когда Миртил пытался овладеть Гипподамией), столкнул его в море; Миртил, падая, проклял П. и его
род. Это «проклятие Пелопидов» считалось одной из причин трагических испытаний, выпавших на долю сыновей П.
Атрея и
Фиеста и их потомков (Soph. El. 504-515;
Eur. Orest. 988-994). Очищенный Гефестом от крови Миртила, П. унаследовал власть в Элиде и распространил её на всю южную Грецию, которая вместо прежнего названия «Апия» стала называться Пелопоннесом («остров П.»). Среди его сыновей традиция называла: Трезена героя-эпонима одноимённого города в северном Пелопоннесе, Алкафоя деда Аякса, Питфея деда Тесея. С именем П. в античности связывали установление Олимпийских игр. На территории Альтиса в Олимпии находился священный участок П. и святилище Гипподамии, в которых совершались ежегодные обряды и жертвоприношения; к состязанию П. с Эномаем возводили бега на колесницах, входившие в программу Олимпийских игр. В мифе о П. широко распространённый мотив похищения невесты или состязания за невесту сплёлся с историческими воспоминаниями о древних связях южной Греции с малоазийскими племенами, восходящими к сер. 2-го тыс. до н. э.
в. н. Ярхо.
(Источник: «Мифы народов мира».)