(«три государя», «три властителя»), в древнекитайской мифологии три мифических правителя. Представление о С. х. сложилось примерно к 4 в. до н. э.
и, видимо, связано с троичной классификацией в древнем Китае (небо,
земля, человек;
небо,
горы, воды; дерево,
огонь,
вода и т. п.). По одной версии, это первопредок
Фу-си, изобретатель огня
Суй-жэнь и покровитель земледелия
Шэнь-нун; по другой,
Фу-си, прародительница
Нюй-ва, Шэнь-нун; по третьей, Фу-си,
бог огня
Чжу-жун и Шэнь-нун; в некоторых памятниках вместо Чжу-жуна упоминается бог вод
Гун-гун, Апокрифические сочинения рубежа н. э. называют Тянь-хуана («властитель неба»), Ди-хуана («властитель земли») и Жэнь-хуана («властитель людей»), В сочинении «Дун
шэнь ба ди мяо
цзин цзин» («Сокровенная книга о восьми государях пещерных духах») описываются уже не три, а девять владык. Маленькие владыки древнейшего периода: Чу
тянь хуан цзюнь («первый владыка государь неба»), в зелёного (тёмно-синего?) цвета парчовой накидке и юбке, в украшенном нефритом головном уборе и с нефритовой пластиной (для записей) в руках; Чу ди хуан цзюнь («первый владыка государь земли») и Чу жэнь хуан цзюнь («первый владыка государь людей»), одетые соответственно во всё белое и жёлтое. Затем идут С. х. среднего периода: Чжун тянь хуан цзюнь («средний владыка небесный государь») со змеиным телом и тринадцатью человечьими головами, ему подчинено 100 миллионов 9 тысяч небесных воинов, спускающихся с тёмных туч, он правит 120 злыми облачными духами, 1200 бродячими неприкаянными душами
гуй, 12000 демонами; Чжун ди хуан цзюнь («средний владыка государь земли»)
змей с одиннадцатью человечьими головами, ему подчинено 100 миллионов 9 тысяч горных воинов с пяти священных пиков, он правит всеми драконами, змеями, крокодилами и черепахами, живущими в восьми пустошах, у четырёх пределов земли, в трёх великих реках, четырёх морях, в горах, реках и долинах; Чжун жэнь хуан цзюнь («средний владыка государь людей») с туловищем дракона и девятью человечьими головами, ему подчинены три чиновника (см. Сань гуань) и 100 миллионов 9 тысяч воинов, он правит душами всех предков семи поколений, бесами и добрыми духами, душами убитых и погибших от хищных зверей и птиц, убитых палицей или камнями, казнённых в тюрьме или погибших от меча на войне. Последний разряд поздние С. х.: Хоу тянь хуан цзюнь («поздний владыка государь неба») с телом змеи, но человечьей головой по фамилии Фэн и по имени Пао-си (т. е. отождествляемый с мифическим первопредком фу-си); Хоу ди хуан цзюнь («поздний владыка государь земли»), отождествляемый с богиней-прародительницей
Нюй-ва, называемый ещё Нюй-хуан («женщина-владыка») и описываемый
как существо со змеиным телом и человечьей головой, и, наконец, Хоу жэнь хуан цзюнь («поздний владыка государь людей»), отождествляемый с Шэнь-нуном и изображаемый существом с телом человека, но с головой быка.
В поздней официальной, а также народной традиции начиная с конца 13 в. С. х. обычно три мифических государя: Фу-си, Шэнь-нун и Хуан-ди, рассматриваемые не как первопредки и культурные герои, а как покровители лекарского искусства. Причины зачисления в эту триаду Фу-си не очень ясны, хотя в народе его зачисление в покровители медицины объясняют тем, что Фу-си научил людей варить мясо и тем самым избавил от болезней живота. Храмы этих покровителей медицины были широко распространены в старом Китае, с соответствующими скульптурными изображениями С. х.
Лит.: Сыма Цяиь, Исторические записки, т. 1, М., 1972, с. 345-49; Гу Цзе-ган и Ян Сян-куй, Санъ хуан као (Разыскания о трех властителях), Пекин, 1936; Гу Цзе-ган, Гу ши бянь (Спорные вопросы древней истории), т. 7, Шанхай, 1941, с. 175-89.
В. Л. Рифтин.
(Источник: «Мифы народов мира».)