Телепину, Талипину (хетт. Telepinu-, хатт. Таli-р-inu, при хатт. p-inu, b-inu, «сын», т. е. «сын Тали (Дали)», или, если понимать -liкак «его», «сын Та-/Да-», «его сын»), в хеттской и хаттской мифологиях
бог плодородия, сын бога грозы (Тару) и богини-матери. Т.главный персонаж цикла хаттских и хеттских мифов об исчезающем и возвращающемся боге. Исчезновение Т. связывается с его гневом (в неистовстве он надевает правый сапог на левую ногу, а левый на правую: изменение универсальной знаковой оппозиции
левого и правого}. С уходом Т. из
дома очаги, жертвенные столы окутывает дым [облако (пчелиного) роя], домашний скот перестаёт приносить потомство, начинается засуха, в полях не растут злаки (Т. уносит с собой богиню зерна и полей Каит).
Боги собираются на
пир, но не могут утолить голод. Они тщетно пытаются найти Т., бог солнца посылает за ним орла, но и он не находит бога. На
поиски отправляется бог грозы, он разбивает рукоятку своего молота о ворота города резиденции Т., но не может их открыть. Тогда
богиня-мать (Ханнаханна) посылает на поиски пчелу (вопреки богу грозы, утверждающему, что она слишком мала).
Пчела находит Т. спящим на поляне у священного города Лихцина. Она жалит Т., он пробуждается ещё более разгневанным и навлекает разрушение и уничтожение на людей, скот и всю страну. Однако богиня
Камрусепа, совершив обряд заклинания, смягчает гнев Т. Т. возвращается, принося с собой плодородие. Миф о Т. в различных версиях сохранился в составе текстов 14-13 вв. до н. э., он входил в ритуалы, совершаемые с целью предотвращения зла. В ряде других хеттских мифов (восходящих к хаттским) Т. помогает вернуть исчезнувшего бога. Так, согласно хаттскому и хеттскому солярному мифу, Т. по приказу бога грозы отправляется к
Аруне (океану), похитившему бога солнцк. Испуганный
Аруна отдаёт Т. не только бога солнца, но и свою дочь в жёны.
Миф о Т. принадлежит к широко распространённым в восточном Средиземноморье сюжетам об исчезающем и возвращающемся божестве плодородия (см. в ст. Умирающий и воскресающий бог), следы его влияния обнаруживаются в различных культурах, от греческой (в ранних традициях к Т., возможно, возводился Телеф) до закавказских (у сванов сохранились ритуальные формулы с именем Т.). Предполагается (В. Н. Топоров), что и у славян в специальной терминологии, связанной с культом пчёл, отразился (возможно, через посредство кавказской традиции) культ Т.
Лит.: Луна, упавшая с неба, М., 1977; Бендукидзе Н. А., Хеттский миф о Телепйну и его сванские параллели, в кн.: Вопросы древней истории. Кавказско-ближневосточный сборник, т. 4, Тб., 1973; Топоров В. Н., К объяснению некоторых славянских слов мифологического характера в связи с возможными древними ближневосточными параллелями, в кн.: Славянское и балканское языкознание, [в. I], М., 1975, с. 349; Ransome Н. М., The sacred bee in ancient times and folklore, L., 1937; Вагnett R. D„ Ancient oriental influences on Archaic Greece, в кн.: The Aegean and the Near East. Studies presented to Н. Goldman on the occasion of her seventyfifth birthday, N. Y., 1966; Otten Н., Die Überlieferungen des Telipinu-Mythus, Lpz., 1942.
В. В. Иванов.
(Источник: «Мифы народов мира».)