Вертумн был богом смены времен года и превращений, которые происходят с земными плодами сначала они цветут, затем зреют
и, наконец, падают со склонившихся под их тяжестью ветвей. Вертумн ниспосылал на землю цветение весны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов. Но о плодовых деревьях, особенно яблонях, тщательно заботилась юная и трудолюбивая богиня
Помона. Она успевала во всех садах подрезать сухие сучья, прививать новые черенки, поить прозрачной водой засыхающие
деревья. Занятая своими хлопотами, она совершенно не замечала,
как старались привлечь ее внимание такие полевые и лесные божества, как Пик(1), живший в роще у Авентинского холма, и
Сильван, а также шаловливые
сатиры. Но более всех пленился юной красотой Помоны
бог Вертумн. Пользуясь своим даром перевоплощения, он стал являться Помоне в самых разных обличьях от воина до рыбака и простого садовника, предлагая ей свою любовь, но никто не мог завладеть сердцем Помоны и хоть на мгновение отвлечь ее от любимого дела. Вертумн решился воздействовать на упрямицу силой чужого убеждения. Превратившись в дряхлую старуху, он пришел к Помоне и,
пока она предлагала почтенной гостье свежие фрукты, стал дребезжащим старческим голосом убеждать ее выйти замуж за славного бога Вертумна. Помона и
тут решительно отказалась, сославшись на то, что никогда не видела бога и не может судить о его достоинствах.
Тогда Вертумн предстал перед смущенной Помоной во всем блеске своей красоты. Золотом сияли его кудри, любовью горели глаза. В одной руке юноша держал садовый нож, в другой полную корзину благоухающих плодов. Пленившись прекрасным богом, юная Помона согласилась стать его женой. Соединившись навсегда, они с жаром продолжали заботиться о процветании и свежести плодоносных садов италийской земли.
Римляне глубоко почитали эту юную божественную пару. Храм Вертумна был воздвигнут на Авентинском холме, Помона же имела своего собственного жреца фламина. Когда начиналось созревание плодов, садоводы приносили жертвы этим богам, а 13 августа происходило празднество в честь Вертумна и его прекрасной жены. (1. Божество полей и лесов, обладавшее даром прорицания.
Пик отверг любовь волшебницы Кирки (Цирцеи), и она в наказание превратила его в дятла, который у римлян считался вещей птицей.) (Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».) .