Аарон (евр. Ахарон), значение имени точно не установлено, возм., соответствует егип. "великое имя". А. был потомком Левия, сыном Амрама и Иохаведы (Исх 6:20; Чис 26:59).
Он был моложе своей сестры Мариами и на
три года старше брата Моисея (Исх 7:7). А. был женат на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наассона из колена Иуды (Чис 1:7). Она родила ему четырех сыновей Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6:23). Призвав Моисея быть вождем и освободителем Израиля,
Бог назначил А. говорить к народу вместо его косноязычного брата. А. должен был стать "устами" Моисея (Исх 4:16)и его пророком (Исх 7:1). Братья встречаются в пустыне (Исх 4:27), выступают перед старейшинами Израиля и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трех казнях египетских А. владеет жезлом (Исх 7:9,19; 8:5,17), к-рый позднее действует только в руках Моисея. А. и
Моисей получают Божье позволение на
исход из Египта (Исх 12:31)и руководят народом в период странствования по пустыне. Когда Моисей молится во
время битвы израильтян с амаликитянами, А. вместе с Ором поддерживает его руки (Исх 17:12). А. вместе с Моисеем восходит на гору
Синай (Исх 19:24), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх 24:1,9). Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя А. и Ора, к-рым на время своего отсутствия поручает вершить
суд. В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить А. и его сыновей в священники. Потомки А. получили право наследовать первосвященство (Исх 29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение все это устанавливается Самим Богом (Чис 4:18). В то время как Моисей находится на
горе, А. уступает давлению народа и воздвигает изваяние быка (золотой см. Телец). Здесь А. проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя.
Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на
народ (Исх 32). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего (Втор 9:20) и по сооружении скинии собрания посвящает А. и его сыновей в священство в соотв. с волей Господа (Лев 8). Особое положение А. подчеркивает прежде всего см.
Наперсник с 12 драг. камнями, а также урим и туммим (см. Свет). В
день посвящения старшие
сыновья А. см.
Надав и см.
Авиуд "принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им"; за такое своеволие они были наказаны смертью (Лев 10:1 и след.). О том, как строго Бог относится к священнич. служению, свидет-вует не только их внезапная
смерть, но и то, что А., как
первосвященник, не смел выражать свое личное горе, иначе ему тоже грозила смерть. Наказуя, Бог остается верен Своему слову: "в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь".
На втором году странствования по пустыне А. вместе с Мариамью выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за "жену Ефиоплянку" (см. Моисей) и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариами, к-рую Господь наказывает проказой. А. заступается за нее перед Моисеем, и, благодаря молитве последнего, ей даруется исцеление (Чис 12).
Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за А. и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и А. в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, к-рое А. предотвращает посредством жертв. воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство А.
:
жезл Левия, на к-ром было написано имя А., зазеленел и расцвел. В дальнейшем этот жезл был помещен в
ковчег завета (Евр 9:4). В Кадесе А. оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Чис 20). Вскоре Господь отзывает А. Моисей, по указанию Господа, восходит на гору
Ор вместе с А. и Елеазаром. Там он снимает с А. первосвященнич. одежды и облекает в них его сына Елеазара, к-рый занимает место своего отца. А. умирает в возрасте 123 лет (Чис 33:39), и его оплакивают в течение 30 дней (Чис 20:23-29).
А. недостает самостоятельности, в своих поступках он сильно зависим от других Моисея, Мариами, народа. Значение А. как личности в том, что именно его Бог призвал в первосвящен-ники Израиля. Но служение А. ограничено, что особо символизируется фактом сложения им перед смертью первосвященнич. одеяния. В Евр 7-9 подчеркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессиан.
священством "по чину Мелхиседека" (Евр 5:6; 7:11). Священников Израиля впоследствии обозначали как "сыновей Аарона". "Сыны Садока", служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 г. до Р.Х. (за искл. периода вавил. плена), тоже принадлежат к потомкам А. .