Буддизм - абхидхарма
Абхидхарма
В ней представлены не изречения Будды, а точка зрения на буддизм его учеников и выдающихся ученых. А. включалась в канон не всеми школами, напр., махасангхики не относили ее к числу канонич. текстов. Нек-рые школы включали в Абхидхарна-питаку большую часть Кхуддаканикаи — последней части Сутта-питаки; 2) специфический метод изложения будд.
учения в Абхидхарма-питаке и абхидхармической лит-ре, отличающийся от метода изложения в др. разделах канона большей сложностью. Это связано с тем что адресатом А. является не простой верующий, а подготовленный ученый. Специфичностью этого метода является обезличенность и академичность изложения, использование средств индукции, анализа и синтеза, больший интерес к дефинициям.
Это уже не проповедь, а описание мира вокруг и внутри человека; 3) содержание учения Будды — букв. «высшая дхарма» будд. доктрины. В корпус абхидхармической лит-ры включают и комментарии на осн. тексты, и учебники, написанные позднее. Йогачары иногда называли А. свои сочинения,независимо от их содержания. Махаянисты называли А. многие свои тексты, включая праджняпарамитские сутры; в Китае и Тибете к А.
относят «Бриллиантовую сутру». Осн. абхидхармическими текстами считаются 7 книг школы тхеравада (палийская А.), сохранившиеся на палийском языке, и 7 книг школы сарвастивада (санскритская А.), дошедших только в кит. и тиб. переводах и оказавших большое влияние на развитие будд. философии. В разных традициях эти книги приписываются разным авторам.
— Н. А. КанаеваБуддизм
2009
.