Полная библейская энциклопедия - год
Год
а) (1Пар.7:37 ) один из сынов Цофаха, потомка Асирова;
б) (·евр. шана) (Быт.17:21 ) высшая единица для измерения времени. Первоначальный год Евреев, был лунный, состоявший из 12 лунных месяцев, попеременно в 29 и 30 дней каждый, следовательно в Еврейском лунном году насчитывалось только 354 дня. Впоследствии оказалась необходимость лунный год привести в соответствие с солнечным. С этою целию к последнему месяцу лунного года прибавляли еще один, тринадцатый месяц, Ве-Адар (прибавочный Адар), и таким образом у Евреев получались годы простые и високосные. Кроме того Евреи разделяли лунный год на гражданский и священный. С гражданского года, начинавшегося с месяца Тисри (с половины сентября) велись договоры, делались выборы властей, назначались годы субботний и юбилейный, означалось рождение детей и начало царствований. Священный год установлен после выхода Евреев из Египта и начинался с весеннего равноденствия, ·т.е. с месяца Нисана (Исх.12:2 ), соответствующего нашему марту. По священному году считались праздники и священные времена. Этим же годом пророки означали время своих пророчеств и видений (Зах.7:1 ). Месяцы года гражданского и священного с их празднествами и соответствующими им временами года представляются в следующей таблице:
I. Весенние месяцы: Авив (или месяц колосьев), или Нисан (Исх.12:2 , 18, Есф.8:9 ) и Тиар или Зиф (3Цар.6:1 ,37). Первый соответствует марту, а второй апрелю.
Праздники в месяце Нисане:
14-го Заклание пасхального агнца.
15-го Пасха.
16-го Принесение Господу первых плодов весенних или винограда.
21-го последний день Пасхи.
II. Летние: Сиван (·Вар.1:8), соответствующий нашему маю, и Тамуз (Иез.8:14 ), соответствующий июню. Праздники в месяце Сиване следующие:
6-го Пятидесятница и принесение Господу первых плодов жатвы: пшеницы или ячменя.
III. Месяцы жаркого времени: Ав, соответствующий июлю, и Елул (Неем.6:15 ), соответствующий августу. Праздник в последнем месяце 9-го Пленение храма Вавилонянами и впоследствии Римлянами.
IV. Теплого времени: Афаним или Ефаним, по пленении Вавилонском названный Тифи (3Цар.8:2 ), соответствующий сентябрю, и Бул или Мархесван (3Цар.6:38 ), соответствующий октябрю. Праздники в I-м из них:
1-го Праздник труб или нового года.
10-го День очищения.
15-го Праздник Кущей.
22-го Последний день сего праздника.
V. Осени и зимы: Хаслев или Кислев (Зах.7:1 ), соответствующий ноябрю и Тевеф, соответствующий декабрю. Праздников в сих месяцах не было.
VI. Холодного времени: Севат или Шеват, соответствующий январю, и Адар, соответствующий февралю (Есф.2:16 , Есф.3:7 ). 14-го и 15 числа последнего месяца был праздник Пурим (Есф.9:18 ,21). Придаточный к 12 месяцам был второй Адар, иначе Веадар или Шени.
Особенными празднествами для Евреев были: год субботний и юбилейный. Как каждый седьмой день недели и каждый седьмой месяц года, по закону Моисееву, был священным, так и каждый седьмой год должен был считаться священным (Исх.23:10 ,12, Лев.25:2 ,7, Втор.21:10 ,13). В этот год прекращалось земледелие, самородные плоды делались по всей земле общим достоянием, прощались должникам долги и всенародно читался Закон Божий. За исполнение Закона обещалось плодородие в последующий год. Из ·кн. ·2Пар. можно видеть, что кажется не всегда строго соблюдалось празднование этого года (2Пар.36:20 , 21). Впрочем, по возвращении из плена, субботний год праздновался неопустительно (·1Мак.6:49). Еще более торжественным и радостным празднеством для Евреев был год юбилейный или 50-й (Лев.25:8 , 3). Пятидесятый год да будет у вас юбилей... священным да будет он для вас, заповедал сам Господь евреям (Лев.25:11 ,12). Особенности отличавшие год юбилейный от простых годов и субботних были следующие:
1) не возделывать полей и право на самородные плоды распространить на всех без исключения и без всяких ограничений (Лев.25:11 ,12);
2) прощать долги единоплеменным и отпускать единоплеменных рабов на свободу;
3) возвращать наследственные земли и имения прежним их владельцам, с некоторым вознаграждением лицу, ими пользовавшемуся пред началом юбилея (Лев.25:15 ,16);
4) как в субботний год, так и в юбилей предписывалось всенародно читать Закон Божий. Священное занятие сие, хотя предписываемое и во всякое время, несомненно делалось обязательнее и торжественнее в субботний год и юбилейный. Как субботний год начинался праздником Кущей, так юбилейный начинался празднованием дня очищения. Начало года означалось звуком труб, в которые было предписано священникам трубить по всей земле. И воструби трубою и седьмой месяц, в десятый день месяца, заповедал Господь Израилю, в день очищения вострубите трубою по всей земле (Лев.25:8 ,12). Этот величественный праздник был прообразом того лета свободы, которое с пришествием Христа должно было открыться в духовном царстве Его, лета Господня благоприятного (Лук.4:19 ).