Полная библейская энциклопедия - кана
Кана
а) (Нав.16:8 , Нав.17:9 ) название потока, протекавшего по границе между коленами Ефремовым и Манассииным и впадавшего в Средиземное море между Кесариею и Иоппиею. Поток этот вероятно тот самый, который протекает в настоящее время чрез так называемую местность Вади-кана.
б) (Нав.19:28 ) город колена Асирова находившийся, как полагают, к ·ю.-в.
в) Галилейская (Иоан.2:1 , Иоан.4:46 ,54 и ·др.) город, в котором Господь Иисус превратил воду в вино и где Он исцелил заочно сына царедворца Капернаумского (расстояние между Каною и Капернаумом 17 ·англ. миль) (Иоан.4:46 ,54.) Затем на Кану указывает ·св. Евангелие. Иоанн, как на место рождения Нафанаила (Иоан.21:2 ), и далее об этом городе нигде не упоминается в ·свящ. новозаветных книгах. Асирова, упоминаемая в ·кн. Навина (Нав.19:28 ), был совсем не тот город, что Галилейская, так как первый город находился много далее на ·с. чем второй. В Галилее находились две Каны: 1) Кефр-, селение лежащее на восток от Назарета, на пути из Назарета в Тивериаду и 2) -Эль-Джелил (Галилейская), селение, лежащее на пути от Акры в Назарет, на ·с. от последнего. Последняя-то и есть та самая , которая упоминается в Евангелии от Иоанна. Таковою и считалась она по самым древним преданиям, до начала 17 столетия, когда Римские католики из своих видов стали выдавать за Евангельскую Кану первое селение Кефр-Кану. Здесь путешественникам показывают развалины ·греч. церкви, воздвигнутой, как говорят, над домом, в котором Спаситель совершил первое чудо, и здесь жителями доселе употребляются в домах каменные водоносы. Об этой Кане пишет известный отечественный путешественник 12-го века, игумен Даниил, следующее: "От Назарета до Каны Галилейска 7 верст; Галилея есть село на людском пути. И ту обретохом дружинину добру и многу, идущу в Акру". Положение местности окрест Каны Галилейской очень красиво и привлекательно; но на самом месте Евангельского селения в настоящее время нет ничего особенного, кроме кучи полуразрушенных хижин. .