Полная библейская энциклопедия - обувь
Обувь
Из некоторых мест ·свящ. Писания нам известно, что снятие сапог в знак благоговения было древним обычаем на Востоке (Нав.5:15 ), и так как в ·свящ. Писании нигде не упоминается об обуви в числе предметов священнических обязательных облачений, то думают, что они совершали богослужение без обуви. Идти босиком служило также выражением смирения и покорности (2Цар.
15:30 , Исх.20:2 ,4). Отсюда выражение в псалме (Пс.59:10 ) на Едома простру сапог Мой означает полное подчинение известной страны завоевателю. Снимание сапога с чьей либо ноги и вручение оного другому лицу служило знаменательным выражением передачи прав и привилегий (Руф.4:7 ). Но иной смысл и значение имело снятие сапога, когда невестка снимала сапог с ноги своего деверя при старейшинах, вследствие его отречения от супружества с нею (Втор.25:9 ). Обыкновенные сандалии делались из куска кожи с шеи верблюда: они прикреплялись двумя ремнями, один из которых проходил между большим и вторым пальцем, а другой вокруг пятки и над подъемом ноги. Отсюда явствует, что подобная обувь легко снималась с ноги и нисколько не защищала ноги от грязи и пыли.Сандалии никогда не носили в дому, так как это считалось нарушением приличия. При дверях пагод Индостана путешественники обыкновенно видят множество сандалий, и тот же самый обычай требуется строго Турками даже от Христиан и иностранцев. Деревянные сандалии были более употребительны в Аравии, в Иудее, Египте. Необходимость омовения ног после каждой прогулки очевидна, и первым знаком гостеприимства было доставлять воду для омовения ног (Быт.
24:3 ,2, Лук.7:44 ). Развязывать ремни сандалий было делом рабов (Мар.1:7 ), равно как и омовение ног (Иоан.13:5 ,14). Отсюда выражение: разрешить ремень сапога, или понести пред кем обувь или сандалии, означало рабскую должность. .