Поиск в словарях
Искать во всех

Полная библейская энциклопедия - виноград

Виноград

, виноградный сад или виноградник, вино (Чис.16:14 , Ис.7:23 . Исх.22:4 , Иез.28:26 и ·др. ). ники и добываемое из них вино всегда весьма высоко ценились в каждой стране. В первый раз о винограднике и виноградном вине упоминается в ·кн. (Быт.

9:20 ), в истории патриарха Ноя. Цитированное место ·св. Писания, между прочим, служит указанием на то, что возделывание винограда было неизвестно до потопа. ные лозы доселе еще растут в диком состоянии в Армении, в Араратской области. Уже в первобытные времена культура винограда, по-видимому, достигала некоторой степени развития.

В повествованиях о Мельхиседеке, который вынес хлеб и вино на встречу Аврааму; о Лоте, который был напоен вином своими дочерьми; о престарелом Исааке, которому сыновья его, Иаков и Исав, предложили в пищу хлеб, дичь и вино; в пророчестве умирающего Иакова и в книге Иова мы находим самые ранние указания на вино, как на общераспространенный напиток (Быт.14:18 , Быт.19:32 , Быт.27:25 , Быт.49:12 , Иов.1:18 , Прит.23:30 ,31, Ис.5:11 ). ники вообще разбивались на горах и крутых утесах (Иер.31:5 ), на которых иногда оказывалось необходимым строить стены для укрепления почвы.

Способы посадки виноградных лоз были различны, но самый обычный посредством отводков. Они обыкновенно разрастались скоро и густо, подобно смоковницам. Потому-то приточное выражение; сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею (Мих.4:4 ) служит эмблемою домашнего мира и спокойствия.

ники, обработанные подобным образом, находились в Хевроне и давали виноградные кисти иногда в 10 фунтов весом. Известно, что Еврейские соглядатаи одну виноградную кисть несли вдвоем на шесте, по причине тяжести оной. Да и в настоящее время в Палестине можно видеть виноградные кисти весом по 12 фунтов, ягоды которых походят на сливы.

Часто виноградные лозы вились по бокам и внутри дома (Пс.127:3 ). ники окружались оградою или стеною для защиты их от диких полевых зверей, нападением которых они часто Подвергались. В виноградных садах строилась также сторожевая башня (или столб), на которой помещался страж для надзора за виноградниками (Мат.21:33 ). Евреи столько же заботились о виноградниках, сколько и о своих нивах.

·пр. Исаия, предсказывая нашествие Ассириян, говорит: "и будет в тот день на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников (800 р.), будет терновник и колючий кустарник" (Ис.7:23 ); представляя грядущие бедствия, он говорит так: "Плачет сок грозда; болит, виноградная лоза; воздыхают все веселившиеся сердцем (Ис.24:7 ). ·пр. Захария в своем пророчестве о наступающем благосостоянии народа Еврейского восклицает: "посев будет в мире, виноградная лоза даст плод свой" и ·проч.

(Зах.8:12 ). Что касается способа обработки виноградников, то он был очень несложен: раз или два в году виноградники вспахивали, чтобы размягчить почву и очистить оную от сорных трав, при чем камни выбрасывались и побегам виноградной лозы давалось надлежащее направление (Ис.5:2 ). ари и стражи виноградников составляли особый класс рабочих (4Цар.

25:12 ). Обычный сбор винограда в Сирии начинается в половине сентября и продолжается около двух месяцев (Лев.26:5 , Ам.9:13 ). Впрочем созревшие виноградные кисти можно встретить в Палестине даже в июне и июле, хотя общий сбор винограда и начинается с сентября. Время собирания винограда было в Палестине столь же веселое и радостное, как и время жатвы (Суд.

9:27 , Ис.16:9 ). Гроздья винограда снимались с песнями, раздававшимися со всех сторон. Снятые гроздья винограда бросались в точила или тиски для выжимания сока из виноградных лоз, находившиеся в каждом винограднике. Хотя топтание винограда в точиле работа довольно тяжелая и нечистая, так как виноградным соком, который в Палестине бывает по большей части красного вида, обрызгивалась вся одежда, тем не менее Евреи считали оную самым веселым трудом.

Пелись песни, играла музыка, при чем топчущие в точиле испускали по временам радостные клики (Иер.25:30 , Иер.48:32 , 33). ный сок, выдавленный в точиле, вливался прямо в новые мехи (мешки из кожи животных), или в другие сосуды, хранимые обыкновенно в ямах, вырытых в земле, или в особых кладовых. Влитое в сосуды вино сначала кипит как бы от сильного жара, так что и отлично приготовленные мехи и сосуды иногда разрываются от сильного брожения оного (Мат.

9:17 ). Для улучшения вина, достаточно уже перебродившегося. Евреи переливали его из одного меха в другой (Иер.48:11 ), и при этом иногда приправляли оное различными благовониями. Ароматное вино (Песн.7:3 ) употреблялось обыкновенно во время пиршеств и отличалось особенною крепостию. Из высушенных виноградных ягод делали изюм (1Цар.30:12 , 2Цар.16:1 ), и в настоящее время изготовляемый в большом количестве в Сирии, особенно в Дамаске. Виноделие в древности было распространено по всей Палестине, но в настоящее время во многих местах оно почти исчезло и не составляет более значительного промысла, хотя доселе еще ежедневно привозится множество винограда из предместий Иерусалима и других городов, особенно из Хеврона. Вино виноградников, растущих на горах Ливана, доселе пользуется большою и заслуженною славою. Относительно действия вина (·евр. яин) на организм человеческий в ·свящ. Писании ему усвояются: блестящие очи (Быт.49:12 ), необузданный язык (Прит.21:1 ), возбуждение духа (Прит.31:6 ), потеря ума (Ос.

4:11 ), превратное суждение (Прит.31:1 ) и болезни (Ос.7:5 ). В ·свящ. Писании виноградные лозы и виноград очень часто служили для иносказательных выражений. Так например Иаков в благословении своем Иуде предсказал: он привязывает к виноградной лозе, осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое" (Быт.

49:11 , 12), чем указывалось на изобилие винограда в земле Обетованной. ная лоза, прекраснейшее произведение природы, считалась у Иудеев символом всего, что только было сильно, красиво, полезно. Потому в книгах пророческих Иудея и иудейская Церковь уподобляются великой виноградной лозе, украшенной, превосходнейшими плодами, насажденной и хранимой самим Богом (Иер.2:21 , Пс.79:9 ). Сам Бог был виноградарем, Израиль виноградником, а каждый истинный израильтянин (особенно же князья и начальники народа) его ветвями. Непокорность народа, его растление и развращение сравниваются с диким и чуждым виноградом, производящим вредные и даже ядовитые плоды (Ис.5:2 , Иер.2:21 ). " их (·т.е. непокорных израильтян), говорит Моисей в своей обличительной песни (Втор.32:29 ,31,33), от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые; грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов". Изображая внутреннее духовное и теснейшее единение верующих с Собою, сам Господь называет Себя виноградною лозою "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь" (Иоан.15:1 ,6) и под видом хлеба и вина (виноградного). Он преподал нам высочайшее Таинство Тела и Крови Своей (Мат.26:26 ,28 и ·др.), заповедав всем нам всегда совершать сие в Его воспоминание. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое виноград
Значение слова виноград
Что означает виноград
Толкование слова виноград
Определение термина виноград
vinograd это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины