Полная библейская энциклопедия - волосы
Волосы
13:5 ). Запрещалось стричь голову кругом и обрезывать концы волос на бороде (Лев.19:27 ), и на висках, как это делали разные языческие народы и жрецы (Иер.9:25 , Иер.25:23 и ·др.); от священников требовалось не брить волос, ни отпускать их длинными, но подрезывать их до умеренной длины (Иез.44:20 ), и это, конечно, для того, чтобы отличить их от языческих жрецов, бривших начисто свою голову, и от Назореев, вовсе не стригших волос.
Главною красотою волос считались кудри (Песн.4:1 , Песн.5:2 ). , особенно черные или темные, считались украшением и умащались елеем во время празднеств, или в других радостных случаях (Пс.22:5 , Екк.9:8 , Руф.3:3 ). Плешивыми гнушались (4Цар.2:23 ). Нередко волосы украшались жемчугом и драгоценными камнями (1Тим.2:9 , 1Пет.3:3 ). Самсона были сплетены в семь кос (Суд.16:14 ). Седина волос показывала преклонность лет и почиталась венцом и украшением старости (Прит.16:31 ). Чисто белые волосы считались символом Божественного величия (Дан.7:9 , 1Кор.11:14 ). О волосах женщин ·ап. Павел говорит, как об естественном покрове, делающем им честь (1Кор.11:15 ). Женщины или плели, или завивали их, как это доселе сохраняется в обычаях Азиаток и женщин других стран.В Индии женщины никогда не стригут волос, разве только в случае вдовства. Греки очень любили длинные волосы, тогда как Египтяне в древние времена постоянно брили их. По свидетельству Иосифа, телохранители Соломона посыпали свои волосы золотистою пудрою. Дорогие и разнообразные украшения для волос, употребляемые восточными женщинами, в ·свящ.
Писании порицаются. В 1-м послании к Тимофею (1Тим.2:9 ) ·ап. Павел осуждает плетение волос, женщинами; также и ·ап. Петр (1Пет.3:3 ) неодобрительно отзывается о внешнем плетении волос и золотых уборах для головы. Впрочем здесь следует заметить, что ·ап. при этом длинные волосы считает честию для женщины (1Кор.11:15 ). Обычай стричь, или брить волосы на голове во время глубокой скорби, траура, сокрушения о грехах, существовал еще во времена Иова (Иов.
1:20 ), и увещание остричь волосы на голове почти равнялось увещанию полагать начало плачу и сетованию (Иер.7:29 ). Вырывание волос из головы и бороды было также знаком печали (Езд.9:3 ). Изменение цвета волос служило одним из первых признаков проказы, и потому особенно повелевалось в сих случаях стричь волосы на голове, как главном месте болезни (Лев.
14:8 ,9). У ·пр. Исаии (Ис.7:20 ) волос служит образом растительности в земле Иудейской. Стояние волос дыбом изображало сильный страх и ужас (Иов.4:15 ), как и в наше время употребляется подобное же выражение для обозначения сильной степени страха и испуга. Во время земной жизни Господа у Евреев было в обычае клясться головою покрытою волосами (Мат.
5:36 ), подобно тому как Египетские женщины и теперь клянутся своими косами, а мужчины бородами. .