Полная библейская энциклопедия - война войско
Война войско
) мы читаем о громадной численности войск, содержавшихся в пределах Палестины во времена царей. Принимая во внимание качество боевых орудий и нравы древних, можно без преувеличения сказать, что войны Евреев были по истине жестоки и убийственны. Число убитых в сражениях часто простиралось до громадной цифры, иногда до 500,000 ·чел.
(2Пар.13:17 ), причем павшие герои и полководцы оплакивались всем войском и торжественно погребались (2Цар.3:31 ). На встречу возвращающемуся победителю обычно выходил народ и особенно женщины с пением, хороводною пляскою и игрою на музыкальных инструментах (Суд.11:34 , 1Цар.18:6 ). Хотя военное искусство у Евреев было сравнительно просто, но несмотря на то, ими придумывались и практиковались различные остроумные воинские хитрости и приспособления. В то время, как по большей части и в настоящее время, врагов поражали и устрашали неожиданным разъединением сил, засадами и фальшивыми отступлениями (Быт.14:15 , Нав.8:12 , Суд.20:36 ,39, 4Цар.7:12 ). До изобретения огнестрельных орудий находили необходимым прибегать к помощи различных легких и тяжелых стенобитных орудий, из которых бросали большие камни и другие разрушительные снаряды. В конце IX или в начале VIII столетия до ·Р.Х. Озия придумал в Иерусалиме особые машины, которые ставились на башнях и углах для метания стрел и больших камней (2Пар.26:15 ). Они очевидно походили на стенобитные машины, которыми впоследствии времени пользовались Греки и Римляне. В числе оных первое место занимал так называемый таран. Он был ничто иное как длинное бревно из твердого дерева, обыкновенно дубового, и служил для пролома стен; конец его, которым наносился стенобитный удар, был обложен толстым куском железа или меди, сделанным на подобие бараньей головы; иногда на самом конце тараны сильно заострялись. Эти громадные стенобитные орудия воины сначала носили на своих плечах, и затем ударяли ими в стены; впоследствии же их стали возить на колесницах и, наконец, их прикрепляли к тяжелым железным цепям, так что для удара не требовалось много усилий со стороны нападающих. Воины, управляющие тараном, находились под прикрытием, сделанным в виде кровли из сырого и твердого материала, для защиты от огня и орудий со стороны осаждаемых. Нередко также употреблялась на войне стенобитная машина, которая приводилась в действие посредством веревок. Нужно думать, что Хусий указывает именно на подобную машину, когда сказал Авессалому: А если он (·т.е. Давид) войдет в какой либо город, то весь Израиль принесет к тому городу веревки и мы стащим его в реку, так что не останется ни одного камешка (2Цар.17:13 ). Впрочем подобное осадное орудие только тогда могло быть страшно, когда городские стены оказывались плохими и ветхими и их слабо защищали, и тем давали осаждающим возможность посредством стенобитных орудий открыть в стене брешь, нужный для них пролом или проход в осажденный город и разрушить окончательно испорченные проломом стены. Но страшнее таранов во время войн были воинские железные колесницы (Исх.14:7 , Втор.20:1 , Нав.17:16 , Суд.4:3 ). Их обычно употребляли во время войны всюду, где только находились лошади и всадники кавалерия (2Цар.10:18 , 1Пар.18:4 , 2Пар.12:3 , 2Пар.14:9 ). При укреплениях прежде всего обращалось внимание на стены и башни, которые охранялись так называемыми охранными войсками (2Цар.8:6 ). Во время осад еврейскому войску воспрещалось портить или уничтожать плодовые деревья, кроме не приносящих ничего в пищу, что, конечно, могло развивать дух хищничества и деморализацию в войске (Втор.20:19 ). Что касается воинских приготовлений пред вступлением в битву, то, к сожалению, мы имеем мало точных сведений относительно их, хотя в ·кн.·пр. Иеремии и содержится несколько общих указаний по сему предмету (Иер.46:3 ,4). У всех древних народов было в обычае пред вступлением в сражение подкреплять себя пищею для того, чтобы придать себе бодрость и силу. Воины, и особенно начальники, выстраивались в ряды в лучших своих воинских доспехах, за исключением тех случаев, когда оказывалось нужным переодеванье (3Цар.
22:30 ). Из многих мест ·свящ. Писания видно, что разделение войск на отряды считалось обычным, как в настоящее время (Быт.14:15 , Суд.7:16 , 1Цар.11:11 ). Наиболее употребительное разделение войск было на пятидесятки, сотни и тысячи, и каждый из сих отделов имел своего особого предводителя (Суд.20:10 , 1Цар.8:12 , 4Цар.11:4 ). Пред началом битвы робкий, и боязливый воин отсылался домой, дабы он не сделал робкими сердца братьев своих (Втор.
20:8 ). Этот древний обычай доселе еще сохраняется неприкосновенным в Персии. У Евреев отряды войска имели некоторое отношение к известным поколениям, и находились под командой глав поколений, в качестве офицеров (2Пар.25:5 , 2Пар.26:12 ). Тысяченачальники и сотники допускались к участию в военных советах (1Пар.13:1 ). При войсках, кроме военачальников и других военных чинов, находились также писцы, дееписатели и составители переписи (3Цар.
4:4 , 1Пар.18:15 ,16). В словах ·пр. Исаии: где осматривающий башни? (Ис.33:18 ), не без основания можно видеть указание на то, что в Еврейском войске состояли также начальники, обыкновенно называемые у нас военными инженерами. При Давиде войско в 288,000 ·чел. разделялось на 12 дивизий, из которых в каждой находилось по 24,000 воинов, и каждый корпус имел своего военачальника (1Пар.
27:14 ,19). При Иосафате это деление было несколько изменено и оставалось только 5 неравных корпусов при таковом же числе военачальников (2Пар.17:14 ,19.). В когорте находилось 500 или 600 ·чел., а в легионе 10 когорт. Легкие войска снабжались легким оружием: луком и стрелами, которыми они пользовались в некотором расстоянии от неприятеля, а тяжеловооруженные имели при себе щит и копье (1Пар.
12:24 ). Легкие войска набирались преимущественно из колена Вениаминова (2Пар.14:8 ). Цари и военачальники имели своих оруженосцев, выбираемых из храбрейших воинов, или же из лиц приближенных, которые не только носили их оружие, но и стояли за ними во время сражений, исполняя и передавая их приказания (1Цар.31:4 ). Войска возбуждались к храбрости и мужеству напутственными словами священников, на которых лежала обязанность обращаться к ним с речью перед началом битвы.
Такова была заповедь Моисея: "когда же приступаешь к битве, тогда пусть подойдет священник и говорит народу" (Втор.20:2 ). В позднейшие времена сами цари имели обыкновение обращаться к войскам с напутственною речью, как например царь Авия (2Пар.13:4 ). Наконец, быть может, по принесении жертв, трубили тревогу из священных серебряных труб (Чис.10:9 , 10, 2Пар.13:12 ,14). У Греков в позднейшее время было в обычае, когда они находились в близком расстоянии от неприятеля, затягивать воинскую песнь, что было, вероятно, прежде в употреблении и у Евреев, только они пели не воинскую песнь, а славословие Господу.Поставленные Иосафатом певцы, выступая впереди вооруженных в благолепии святыни, пред началом сражения славословили и говорили: Славьте Господа, ибо во век милость Его (2Пар.20:21 ), затем следовали воинские крики, которые у Римлян сопровождались сильным бряцанием копий и щитов, ударяемых одно о другое. Один громогласный воинский крик, несомненно, хорошо известен всем читателям Библии, именно следующий: меч Господа и Гедеона (Суд.
7:18 ). Воинские крики пред вступлением в бой были общими на востоке, что видим, как например у Турок, даже и в настоящее время. На означенную воинскую тревогу или воинские крики неоднократно указывается в ·свящ. Писании (1Цар.17:52 , 2Пар.13:15 , Иов.39:25 , Иер.4:19 ). Частые образные указания в ·свящ. Писании на воинское искусство и оружие ясны для каждого и без пояснения.
См. также:
Аврам, Писание Священное, Вениаминово Колено, Верблюд, Захария, Ионафан .