Индуизм - джива 2
Джива 2
в джайнизме духовные, живые, непротяженные, вечные существа. Джив великое множество, и они наполняют весь мир, эволюционируя под воздействием времени от состояния полной неразвитости (нигода-д.) до совершенства (сиддха-д.). Определяющим признаком Д. является способность отражающего реагирования (упайога), выступающая на известном этапе развития Д.
как сознание. Развивающийся Д. имеет сложную структуру, т. к. находится в определенных отношениях с адживой, неживой природой, и стремится освободиться от нее. Поскольку связующим звеном между Д. и адживой служит особое "кармическое" вещество адживы, или просто кармы, то именно через кармы характеризуется собственная сущность (свататтва) Д.
Она представляет собой напряженное поле пяти состояний (бхава): подавления карм, разрушения, одновременного подавления и разрушения карм, результирующее от карм состояние и естественное (паринамика) состояние Д., независимое от карм. Понятие состояния служит основой дальнейшей классификации психических процессов и свойств Д.
Д. имеет тело (шарира) и ауру (лешья), т. е. невоспринимаемый для обычного человека ореол, цвет, запах и вкус к-рого зависят от нравств. качеств личности: чем они выше, тем светлее лешья. Тела имеются пяти видов. Обычное тело земных существ "пищевое" (санскр. аударика), состоящее из съеденной пищи.Если в процессе метампсихоза Д. рождается не земным существом, а божеством или демоном, то он будет владеть "изменчивым" (вайкрия) телом, меняющимся по желанию владельца. Третий вид тела "выделяемые" (ахарака) тела, эманируемые при необходимости развившими оккультные способности аскетами. Четвертый вид тела "огненное" (тайджаса), пятое "кармическое", состоящее из частиц "кармического" вещества.
Смерть и рождение понимаются в джайнизме как соединение и разлучение Д. с "пищевым" или "изменчивым" телом.А. Терентьев .