Индуизм - "махабхарата"
"махабхарата"
("Великое (сказание о битве) потомков Бхараты") др.-инд. эпическая поэма на санскрите, насчитывает в разных рецензиях от 82 до 95 тыс. двустиший (шлок), разделенных на 18 различного объема книг. "М. " складывалась в устной традиции и сохраняет многие характерные черты устно-эпического стиля. Осн. сказание повествует о лишении сыновей царя Панду (Пандавов) царства их двоюродными братьями Кауравами, о жизни Пандавов в изгнании и о возвращении ими царства после великой битвы на Курукшетре.
В этот сюжет оказались включенными по принципу "обрамленного повествования" многочисл. мифы и легенды. Зародившись в кшатрийской (воинской) среде на сев. долины Ганга, "М. " стала затем общеиндийской эпопеей и перешла в ведение брахманов, подвергших ее религ.-дидактической переработке, при к-рой в состав "М. " вошли религ.-философские (напр., "Бхагавадгита") и др. дидактич. тексты, концентрирующиеся гл. обр. в огромных по объему XII и XIII книгах. Поэтому в индийской традиции "М. " рассматривается не только как эпос (итихаса), но и как законоучительный трактат (дхарма-шастра). Становление "М. " продолжалось много веков: от начала I тыс.до н. э., когда предположительно началось сложение сказаний на ее основной сюжет, до перв. пол. I тыс. н. э., когда поэма обрела вид, близкий к современному. Типологически "М. " представляет собой классич. эпопею, частично трансформировавшуюся в эпопею ре лиг.-дидактическую, но при этом в ней удерживается ряд элементов содержания и формы, присущих эпосу на стадии архаики.
Мифология "М." , как и все ее содержание в целом, многослойна. В повествованиях раннего слоя отражена архаич. мифология индоариев, в типологическом отношении более древняя, чем ведийская, и существовавшая параллельно с ней; центральным здесь является миф о борьбе Индры с драконом Вритрой, дэвов с асурами. Борьба Пандавов с Кауравами, в к-рых воплотились на земле соответственно дэвы и асуры, осознавалась как земное продолжение извечной космич.
битвы. На стадии классической эпопеи мировоззрение "М." окрашивается пессимизмом, основной интерес переносится с мифа о первотворении-асуроборстве на другой аспект циклич. Космогонии эсхатологический, отсюда возрастание роли таких божеств, как Яма. губящий мир при светопреставлении, Кала бог разрушительного времени, Рудра-Шива и т. д. Характерна для этoго слоя и мифологема безличной, слепой судьбы (дайва). Поздний эпос засвидетельствовал зарождение и развитие религии индуизма. Если в раннем слое "М. " пара героев -Лрджуна и его возничий Кришна воспроизводила на эпич. уровне мифологический союз асуроборца Индры и Вишну как его помощника, то с превращением в индуизме Вишну в верховного бога растет и роль эпич. Кришны: теперь он, как аватара Вишну, неизмеримо превосходит Арджуну и в кульминационный момент сюжета обращается к нему с духовным наставлением (см.БХАГАВАДГИТА). В позднем приложении к "М." , ее XIX книге "Харивамше" ("Родословие Хари") содержатся уже все гл. индуистские легенды о детстве и юности Кришны, неизвестные основной части эпопеи. Появляются в "М. " и тексты, представляющие мифологию другого великого бога индуизма Шивы, а также индуистских божеств субстратного (неарийского) происхождения: Сканды, Кали-Дурги.
В дидактич. главах, посвященных гл. обр. проповеди нравственного закона дхармы, предпринимаются попытки интерпретировать действие эпич. безличной судьбы как частный случай проявления индуистской кармы или как промысл верховного божества. "М." , ставшая для индуистов священной книгой, не без основания рассматривается иногда учеными как своего рода "энциклопедия индуизма".
Существует громадное число литературных произведений на сюжеты из "М." как на санскрите, так и на региональных языках.Я. Васильков .