Индуизм - международное общество сознания кришны
Международное общество сознания кришны
учением, в центре к-poro стоит фигура всемогущего личного бога Кришны. Отношения между богом и приверженцами определяются преданной, самоотверженной любовью последних к Кришне и его ответным чувством. Самозабвенная любовь (бхакти) к Кришне рассматривается как главное средство спасения и очищения души от пут оскверняющей ее низшей материальной энергии.
Взаимная любовь человеческой души и бога олицетворена Кришной и его подругой Радхой, к-рые, с т. зр. кришнаитской теологии, представляют собой нечто единое, хотя и являются отдельными личностями. По сравнению с классич. кришнаитским бхакти в мировоззрении общества под воздействием еврохристианской культуры значительно ослаблен эротический момент связи Кришны и Радхи, к-рый трактуется исключительно аллегорически.
Придерживаясь в осн. ортодоксальных кришнаитских принципов в учении и ритуале, Общество сознания Кришны вместе с тем демонстрирует и реформаторские, неоиндуистские черты: истолкование касты как духовной квалификации человека, не связанной с обстоятельствами его рождения, активная проповедь среди не-индуистов, стремление соединить ре л иг.
знание с научными концепциями и др. Сами приверженцы обычно именуют исповедуемое ими учение "ведическим знанием", подчеркивая т. обр. его вечность и истинность, а себя "преданными" (Кришне). Центральное место в ритуале занимает мантра, восхваляющая имя Кришны (махамантра) "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе". Ее многократное повторение очищает души и открывает их навстречу Кришне. Важную роль играют также совместные трапезы, на к-рых вкушается освященная пища (прасада), коллективные песнопения в честь Кришны и Радхи и традиционные кришнаитские праздники. Для общества характерен жесткий этический кодекс; акцент делается на вегетарианстве, воздержании от табака, алкоголя, наркотиков, внебрачных связей и азартных игр. Существует институт монахов-саннъясинов. Приверженцы общества зачастую одеваются в традиционные индийские одежды и всегда имеют при себе четки (мала) для повторения махамантры.Общество имеет более 400 центров в разл. странах мира, из них 120 в СНГ (данные на 1994), ведет строительство храмов. Крупные центры имеются и в Индии (во Вриндаване, Маяпуре, Бомбее). У общества есть собственное издательство "Бхактиведанта Бук Траст", к-рым на разных языках выпускается обильная лит-ра, преимущественно перевод классич.
индуистских текстов и комментарии к ним, выполненные Свами Прабхупадой. Наиболее популярные в среде кришнаитов произведения "Бхагавадгита как она есть", "Шримадбхагаватам" ("Бхагавата-пурана ") и "Шричайтаньячаритамрита" ("Амрита жизнеописания Шри Чайтаны"). Знакомство с ними вменяется приверженцам в обязанность. Поощряется изучение санскрита.
В Советском Союзе кришнаиты появились в 70-е гг. и подвергались преследованиям за якобы изуверский характер их религии и нарушения законодательства о культах. На 1994 г., по данным самих кришнаитов, число их приверженцев в СНГ ок. 400000. Общество издает две газеты и журнал. В СНГ общество занимается благотворительной деятельностью (прежде всего бесплатной раздачей освященной пищи), осуществляет культурные и образовательные программы, основывает сельскохоз.
коммуны.А. Ткачева .