Индуизм - мокша
Мокша
а) достаточно подавить всякую мирскую деятельность (карма) и избавиться от результатов прошлой деятельности, либо
б) необходимо еще обретение особого знания;
а) достаточно ли своих собственных усилий, или
б) необходимо наставление, обучение, или же в) деятельное соучастие бога.
Сама конечная цель могла пониматься: а) как вечное, неизменное бессознательное пребывание, "подобно деревяшке", в избавленности ото всех скорбей в нъяе и вайшешике; б) как вечное бессодержательное сознавание и бытие в качестве "свидетеля", пребывание самодовлеющим и в себе самом в санкхъе и йоге; в) как вечное бытие, сознание и блаженство при снятии всякой двойственности в адвайта-веданте; г) как свобода и блаженство в боге, с сохранением отличий освобожденной души и бога в др. школах веданты. Возможность прижизненной М. в теле одними школами признавалась, другими отвергалась. М. не есть лишь регулятивная идея, ибо и в нашем веке засвидетельствованы случаи ее достижения, не подвергаемые сомнению в традиционной культуре.
А. Парибок