Ислам - ихван аль-муслимун
Ихван аль-муслимун
ассоциация «братьев-мусульман». Религиозно-политическое движение, основанное в Египте. Основателем движения был известный мусульманский реформатор Хасан аль-Банна (1324/1906-1368/1949). Он родился в египетском городе Махмудия. Его отец был учителем религиозных наук и воспитал своего сына в духе богобоязненности и аскетизма. Хасан с ранних лет проявил себя весьма способным учеником и стремился к знаниям.
К 15 годам он выучил наизусть Коран, был одним из лучших учеников медресе, а затем поступил в университет (Дар аль-Улюм). После завершения обучения, Хасан аль-Банна стал преподавателем школы в городе Исмаилия, в которой в то время было много англичан. Население было вынуждено работать на их предприятиях, на малооплачиваемых тяжелых работах.Помимо этого, активно шел процесс вытеснения традиционных исламских ценностей в обществе европейскими. Этот процесс особенно углубился после поражения Османской империи в первой мировой войне и ликвидации Халифата в 1342/1924 году. Хасан аль-Банна протестовал против несправедливости и колониализма, который был навязан египетскому обществу империалистическими державами.
Он также был активным противником секуляризации. В связи с этими обстоятельствами Хасан аль-Банна стал активным участником антиимпериалистического движения и, вместе со своими единомышленниками в Исмаилии, основал религиозно-просветительскую организацию «братьев-мусульман» (аль-ихван аль-муслимун). Они стали вести проповедь исламских ценностей и ряды их единомышленников пополнялись все новыми людьми.
Первоначально центр организации находился в Исмаилии, но затем переехал в Каир. Активисты движения стали разъезжать по всем городам и селам Египта. И за короткое время это движение стало пользоваться популярностью и симпатиями населения страны. «Братья-мусульмане» занимались также благотворительной деятельностью. Постепенно ассоциация «братьев-мусульман» превращалась в сильную религиозно-политическую организацию.
Члены организации перевели свою деятельность даже за пределы Египта. Например, они участвовали в палестинских событиях 1366-67/1947-48 годов. Увидев растущую популярность «братьев-мусульман», власти попытались взять деятельность этой организации под контроль. За Хасаном аль-Банной следила тайная полиция короля Фарука, члены организации подверглись репрессиям.
В 1368/1949 году несколько членов тайной полиции совершили, с ведома властей Египта, покушение на Хасана аль-Банну, в результате которого он был убит. Опасаясь членов организации «братьев-мусульман», египетские власти отправили войска в Палестину для пленения или уничтожения их вооруженных групп. Почти все они сдались в плен. Мировоззрение Хасана аль-Банны основывалось как на классическом исламском наследии, так и на наследии египетских реформаторов Джамал ад-Дина аль-Афгани, Мухаммада Абдо, Рашида Риды. Под влиянием этих идей Хасан аль-Банна развил некоторые концепции, например исламского джихада и исламского государства. После массовых репрессий, арестов «братьев-мусульман» и убийства их лидера, это движение не ушло с политической арены. В 1372/1952 году они, со своим новым лидером Саидом Кутбом, пытались распространить свое влияние на египетское общество. Однако в стране победили идеи светского национализма. После этого радикально настроенное крыло «братьев мусульман» попыталось организовать покушение на президента Г. А. Насера, однако заговор провалился и по всей стране прошли массовые репрессии на членов организации. Саид Кутб также был арестован, а спустя несколько лет казнен.После этого организация пережило период расколов. Различные религиозно-политические группировки, отколовшиеся от этой организации, действуют в странах Ближнего Востока, Центральной Азии, Европе, Африке и других регионах мира. Среди них имеются как «умеренные», так и радикальные военизированные группировки. К радикальным группировкам относится, например, «Хизб ат-Тахрир аль-Ислами», который отделился от «братьев-мусульман» в 1372/1953 году, или «Аль-Джихад».
После Хасана аль-Банны идеология «братьев-мусульман» развивалась благодаря деятельности и трудам Саида Кутба, Мухаммада аль-Газали, Мустафы ас-Сибаи. Конечной целью различных группировок «братьев-мусульман» является установление исламского политического режима в странах, традиционно исповедующих Ислам, где бы соблюдались принципы социальной справедливости и равенства. В связи с этим, в их среде развивались идеи строительства «исламского» социализма.(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.) .