Ислам - муташабих
Муташабих
то, что имеет сокрытый эзотерический смысл. В основном значение этого термина относится к некоторым аятам Корана и хадисам Сунны, смыслы которых представляются для толкователя неясными и нуждаются в предположениях. Муташабих должен быть принят мусульманином на веру, так как истинный его смысл известен только Аллаху, который возможно поместил в этих аятах и хадисах символические и иносказательные смыслы, которые не могут быть в точности известны человеку.
Более того, понимание некоторых из них вообще невозможно для человека. Обо всем этом говорится в кораническом аяте: «Он тот, кто ниспослал тебе Коран. В нем есть ясно изложенные аяты, в которых суть Писания, другие же аяты требуют толкования» (3: 7). Муташабих может выражаться в отдельных словах.Это, например такие буквосочетания, как Алиф Лам Мим, Та ха, Сад и т.д., которые приводятся в начале некоторых аятов Корана (См. Хуруф аль-Мукаттаа). Существует также и смысловое выражение муташабиха. Примерами этого являются аяты: "Милостивый утвердился на троне..." (Корана 20: 5), "...Я создал своими руками" (Коран, 38: 75), "...и придет твой Господь..." (Коран, 89: 22).
Значение слов "утвердился", "своими руками", "придет" применительно к Аллаху точно неизвестно. Поэтому для верующего лучшим является утверждение того, что ему это неизвестно и он только верует в истинность этих аятов. Что же касается ученых-профессионалов, то они выдвигали и выдвигают предположения относительно смыслового муташабиха.
Например, некоторые улемы считали, что упоминание руки для Аллаха означает выражение Его могущества. Другие же считали, что если в аяте упомянута рука Аллаха, то нет никакого основания понимать эти строки по-другому. То есть, они признавали наличие у Аллаха руки, однако считали, что Его рука не является подобием руки человека, так как в других аятах подчеркивается отсутствие подобия Аллаху в сотворенном им мире.
Но были и отвергнутые ортодоксией мушаббихиты (антропоморфисты), которые придавали аятам муташабих буквальный смысл и трактовали эти места буквально, уподобляя Аллаха сотворенным творениям (См. Мушаббихиты).(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.) .