Энциклопедия иудаизма - ешива
Ешива
Ешивы (высшие талмудические школы) зародились и развились в Эрец Исраэль и в Вавилоне в период Талмуда* и гаонов* как высшие институты для изучения Устной Торы. Вначале учившие Тору собирались в Домах Учения*, но с увеличением численности учащихся стали строить особые здания поблизости от них. Здания эти назывались "ешивот" (множ. число от "ешива"). С оскудением центров Торы в Эрец Исраэль и в Вавилонии Е. переместились в еврейские центры Египта, Магриба, Испании, Франции и других стран диаспоры.
Е. упоминается в Талмуде в качестве своего рода Совета Старейшин (слово "ешива" означает сидение, заседание). Сказал р. Хама бар Ханина: "Еще у праотцев наших были Е.: были они в Египте Е. с ними, были в пустыне Е. с ними. Авраам, Ицхак и Яаков тоже сидели в Е. (то есть в совете)".
Учащиеся Е. сидели в несколько рядов, полукрутом, а глава Е. преподавал. Ученики задавали вопросы главе Е. Рош Е., и он отвечал на них. Из эпохи Талмуда известны Е. в Ципори, Тверии, Кейсарии в Эрец Исраэль, и в Мета-Мехасия, Нецивин, Негардее, Суре и Пумбедите в Вавилоне. В результате христианских преследований ослабли Е. в Эрец Исраэль, а позднее исчезли вовсе. С мусульманским завоеванием, положившим конец византийским притеснениям, вновь возникли Е. в Эрец Исраэль. Они просуществовали до завоевания страны крестоносцами. В Вавилоне Е. просуществовали до XI в., пока не обезлюдела там еврейская община; в это время уже возникли Е. в Европе и Северной Африке, ставшие центрами изучения Торы.
Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим Тель-Авив.
Шломо-Залман Ариэль.
1983.