Энциклопедия иудаизма - обрезание
Обрезание
(Брит мила)
Завет обрезания завет праотца нашего Авраама. Обрезание крайней плоти, посредством которого новорожденный еврей присоединяется к завету Авраама. О. принадлежит к немногим заповедям до-Синайского законодательства и было исполняемо евреями еще в глубокой древности, прежде, чем дана была Тора*.
"И сказал Бог Аврааму: А ты соблюдай завет Мой, ты и потомство твое после тебя, по родам их. Вот завет Мой, который вам блюсти, между Мной и вами и между потомством твоим после тебя: обрезан да будет у вас каждый мужчина. И обрежете вашу крайнюю плоть, и будет это знаком союза между Мной и вами. Восьми дней от рождения пусть будет обрезан у вас каждый новорожденный [...], и да будет завет Мой на плоти вашей заветом вечным. Необрезанный же мужчина, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего; завет Мой он нарушил" (Быт. XVII, 9-14).
Отец обязан обрезать сына. Акт О. указывает на особую связь с Творцом Превечным. Преступил отец и не обрезал раввин приказывает обрезать сына. Если ни отец, ни раввинат не обрезали его, обязан он сам обрезать себя, когда вырастет.
Сыны Израиля, совершившие О., презирали необрезанных. Отказываясь выдать сестру свою замуж за Шхема, сына Хамора, братья Дины приводили следующий аргумент: "Не сможем... выдать сестру нашу за необрезанного, ибо сие позором считается у нас" (Быт. XXXIV, 14). И когда Иегошуа обрезал евреев после перехода через Иордан, сказал Господь: "Сегодня снял Я с вас позор Египта" (ИбН. II, 9). А Давид, услышав оскорбления Голиата, отвечал ему с презрением: "Да кто этот необрезанный филистимлянин, чтобы оскорблять воинство Бога живого?!" (I Сам. XVII, 2.). И обещает пророк Иешаягу (Ис.LII, 1) : "Пробудись, пробудись, обрети мужество свое, Сион! Облачись в одежды величия своего, Иерусалим, город святости, ибо не войдет больше в тебя необрезанный и нечистый".
Необрезанному нельзя вкушать от пасхальной жертвы. Евреи соблюдали заповедь О. всегда и в любых условиях. Во времена Антиоха казни подвергался каждый еврей, уличенный в О. сына. Римская империя жестоко преследовала обряд О. после подавления восстания Бар-Кохбы. К этому периоду относится предание о р. Иегуде hа-Наси*. "Святой наш учитель, р. Иегуда hа-Наси, родился, когда Рим запретил евреям обрезать своих сыновей. Сказал раббан Шим'он бен Гамлиэль*: "Как смеем мы отменить указ Господа, благословен Он, и выполнить приказ этих злодеев?!" Тотчас же обрезал он своего сына. Узнал об этом правитель города и послал за р. Шим'оном бен Гамлиэлем. Спросил его: "Почему ты нарушил указ императора?". Отвечал ему р. Шим'он: "Так заповедал нам Господь, благословен Он". Сказал ему правитель: "Я почитаю тебя за то, что ты глава твоей общины, но был на то указ императора, и я не смею обойти нарушение". Спросил его р. Шим'он: "Чего ты хочешь?". Сказал ему: "Отправим тебя к императору, и он поступит, как пожелает". Тотчас отправил святого учителя нашего и мать его к императору. Шли они весь день. К вечеру пришли к дому [...], где в тот час родился [младенец] Антонин. Вошла мать святого учителя нашего к матери Антонина, которая благоволила к ней. Спросила ее мать Антонина: "Что случилось?". Сказала ей: "Так и так. Повелели нам не обрезать. А теперь обрезала я сына моего, и за это ведут нас к императору". Услышав, сказала ей: "Если желаешь, возьми моего ребенка, необрезанного, а мне дай твоего". Так и поступила, и пошла себе. Привел ее правитель к императору. Приказал император осмотреть ребенка, и нашли, что он не обрезан. Разгневался император на того правителя и сказал: "Вынес я указ об обрезанном, а ты приносишь мне необрезанного". Тотчас приказал император казнить того правителя, а святого учителя нашего и мать его отпустил с миром. И с тех пор повелась дружба между римским императором и святым учителем нашим".
Заповедь О. настолько важна, что отодвигает субботу. И так сказали мудрецы наши: "Все, что требуется для О., дозволено делать в субботу".
Обряд обрезания
На восьмой день после рождения мальчика назначают трапезу. Желательно (но не обязательно), чтобы на О. присутствовало не меньше десяти человек "миньян".
Моют малыша теплой водой, одевают его в красивые одежды и торжественно несут в синагогу после молитвы. (Совершать обрезание в синагоге не обязательно.) Все общество встает, когда вносят его, и все произносят: "Добро пожаловать" (буквально: "Благословен входящий"), а несущий ребенка отвечает: "Именем Господа". Дают его сандаку (человеку, который держит ребенка во время обрезания), сидящему на "кресле пророка Элиягу*", и могэль (оператор) совершает обрезание, и благословляют могэль и отец, а собравшиеся говорят: "Так же, как вступил он в завет, так да подымется к Торе, сподобится венчания и совершит добрые дела".
Мудрецы Талмуда* предостерегали: не обрезать младенца, если он слаб или болен, и есть опасение за его жизнь. И так пишет Рамбам*: "Если зелен (бледен) младенец на восьмой день, нельзя обрезать его, пока не станет румяным, как здоровые младенцы. И если слишком багров, нельзя обрезать его, [...] пока не будет выглядеть, как все младенцы, ибо это болезнь. И следует очень остерегаться при таких признаках [...] Нельзя обрезать ребенка, если он болен, ибо сохранение его жизни превыше всего. Обрезать можно и позже, но невозможно вернуть жизнь еврея".
"И если хочет иноверец войти в завет и обрести пристанище под крылами Провидения, то пусть примет на себя ярмо Торы и совершит обрезание и омовение" (Рамбам).
Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим Тель-Авив.
Шломо-Залман Ариэль.
1983.