Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия иудаизма - одежда

Одежда

Одежда

(Бгадим)

 На иврите слово "бегед" означает О., включая и головной убор. Синонимы "лвуш", "малбуш" включают также и обувь. Существительное "ксут" часто означает верхнюю одежду, в которую человек может завернуться. Те немногие описания О. древних евреев, которые сохранились, взяты из египетских и вавилонских источников, а также из Танаха (Библии).

 Из сказанного в Торе явствует, что потребность в О. возникла у человека из чувства стыда. До появления этого чувства Адам и его жена Хава ходили нагими. Вначале люди сшили себе О. из фиговых листьев, затем из кожи. Со временем люди научились прясть и ткать шерсть, выращивать лен и хлопок. Египет славился белым льном, из которого изготовляли этон, буц и шеш (виды тканей в Египте). Из рисунков древних египтян очевидно, что в тот период единственной О. мужчин и женщин был был синар (фартук, передник).

 На основании сказанного в Торе можно предположить, что в древнейший период евреи носили кожаные рубахи. Рубаха закрывала тело только до колен. Надевали ее через голову в отверстие между плечами. На рубаху надевалась симла, или сальма (О., покров). Тора обязывает кредитора (Исх. XXII, 25) возвратить должнику его О. "до захода солнца". Отсюда следует, что эту О. носили и бедняки. Симла, которой покрывались ночью, служила и для переноски грузов: "И понес народ тесто свое прежде, чем оно вскисло; квашни свои, увязанные в О. свои, на плечах своих" (Исх. XII, 34). Штаны носили только священники. О. изготовлялась обычно из шерсти или льна, но Тора воспрещала шить О. из смеси шерсти и льна ("шаатнез").

 Высокопоставленные люди и горожане начали щеголять, под влиянием ханаанеян, в цветной О. Давид восклицает в плаче по Шаулу: "Дочери Израиля, плачьте о Шауле, одевшем вас в багряницу" (II Сам. 1,24). Одеяния царедворцев Соломона также были роскошны. Две верхние О. евреи переняли, видимо, у ханаанеев. Одна из них "меил" верхняя О., более роскошная, чем симла. Меил надевали царедворцы и члены царской семьи. Хана сшила своему сыну Шмуэлю* маленький меил. Другое одеяние, перенятое евреями у ханаанеев, это "адерет". Адерет надевался сверху и был, скорее всего, широкой мантией. В книге Ионы (III, .) сказано, что царь Ассирии носил "адерет". Со временем стали удлинять рубаху до лодыжек и пришивать к ней рукава. По мнению некоторых комментаторов, такой была рубаха, которую сшил Яаков Иосефу, чем вызвал зависть его братьев.

 О. женщин тоже была рубаха и симла. Возможно, что женская О. изготовлялась из цветной и более тонкой ткани. У женщин, как и у мужчин, были разные верхние О. Следует упомянуть митпахат платок, в который женщина могла увязывать зерно. Боаз отмерил для моавитянки Рут шесть мер зерна в ее платок. Отличительным признаком женской О. был "цаиф" шаль. Когда Ривка впервые увидела Ицхака в поле, она завернулась в свой цаиф (Быт. XXIV, .5). В Библии названы разные виды шалей: "рдид", "цама", "реала". Чем они отличались одна от другой, нам неизвестно.

 О. улучшалась и разнообразилась с повышением уровня жизни. Ткачи Вавилона научились ткать "тхелет" (ткань голубого цвета) и вышивать. Богатые евреи уже в те годы покупали себе смены О. на субботы и праздники, когда принято надевать особые О. Со временем стали носить багряницу и золотые украшения. Женщины, конечно, не отставали от мужчин. Об этом свидетельствует длинный список О. и украшений из книги Исайи (III, 18-23).

 Библия не дает нам точных данных о покрытии головы. Пленные евреи изображены на настенных рисунках с непокрытой головой. Посланцы царя Егу, приносящие дань Салманассару II, изображены в ассирийских О. и с ассирийскими головными уборами. В Книге I Царей (XX, 31) говорится о вретищах на бедрах и веревках на голове. Предполагают, что древние евреи обертывали кусок материи вокруг головы. Важные лица носили тюрбаны. Священники носили на головах некое подобие шапки и диадему. Диадема ("пеэр") вошла в обиход позднее, и надевалась женихом в день свадьбы. В более позднее время евреи, как явствует из Талмуда, покрывают головы. Согласно Шульхан Аруху настольной книге правил и законов поведения нельзя пройти с непокрытой головой больше четырех локтей.

 В древние времена люди ходили босиком. Даже если у них были сандалии, они представляли собой кожаную или деревянную подошву, привязанную к ноге шнурками. Евреи видели в обуви важный предмет туалета. В изречениях хазал* сказано: "Даже дом свой пусть продаст человек, но купит обувь для ног своих". Священники были босы во время богослужения.

 Хазал придают одежде большое значение.

 Они учат нас: "В субботу должен человек надеть чистое платье"; "Да не будет твое субботнее облачение подобно О. буднего дня, ибо платье, в котором варит ученик для учителя да не будет на нем, когда наполнит учителю чашу". Белые О. олицетворяли чистоту, черные траур. Пятнадцатого Ава*, в день веселья, еврейские женщины ходили в белом. Осужденный надевал черные О.

 Раввины и главы общин часто издавали правила против стремления к роскоши, дабы не бросаться в глаза соседним народам, ибо сказано: "Не подражайте язычникам и их законам. Не скажи: они разодеты в пурпур, и я разоденусь в пурпур, ибо слова эти бахвальство и гордыня, и не таковы потомки Яакова, а следует им быть скромными и смиренными". Надевать следует О. недорогие и чистые, но не небрежные и грязные, чтобы не позориться в глазах людей. Следует покупать О. в соответствии со средствами и даже более того, в то время как продукты только по карману. Особенно педантичными были мудрецы в опрятности своих О.

 В Средние века установили главы общин в Литве и Польше запрет на ношение дорогих шелковых О., чтобы не тратить лишние деньги и не возбуждать зависть христиан. После погромов Хмельницкого евреи Литвы провозгласили траур на три года, который сопровождался ношением траурных О.

 Мудрецы требовали скромности при совершении утреннего туалета не обнажать тело свое, когда нет необходимости в этом, так как сказано: "Будь скромен пред Господом".

Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим Тель-Авив.

Шломо-Залман Ариэль.

1983.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое одежда
Значение слова одежда
Что означает одежда
Толкование слова одежда
Определение термина одежда
odezhda это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины