Энциклопедия иудаизма - сад эденский
Сад эденский
, или Рай
(Ган Эден)
Впервые упоминается С.Э. в книге Бытие: "И насадил Господь сад в Эдене с востока и поместил там человека, которого Он создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для еды, и древо жизни посреди сада, и древо познания добра и зла. И река выходит из Эдена для орошения сада и оттуда расходится и образует четыре потока" (II, 8-10).
"И взял Господь Бог человека и поместил его в С.Э., чтобы возделывать его и хранить его" (там же, 15).
Из рассказанного о рае в книге пророка Иехезкеля видно, что в древности ходило в народе предание о чудесном саде, который насадил Господь в Эдене. В саду этом росли чудесные деревья, приятные на вид и плодоносные. Росли в нем кедры, кипарисы и каштаны невиданной красоты. Не только плоды произрастали на деревьях, но и драгоценные камни яшма, сапфир, хризолит и оникс. В этом саду поместил Господь самое чудесное из своих созданий, человека. Но человек согрешил и изгнан был за это из С.Э.
Мудрецы утверждали, что в С.Э. обитают души праведников, которые оставили тело, -в противоположность аду*, где обитают души нечестивых. Сказано в трактате Авот (V, 20) : "Дерзкий в ад, а стыдливый в рай".
По мнению мудрецов, есть нижний рай и верхний. В верхнем разделе нет ни пищи, ни питья, ни других телесных удовольствий. Там находятся праведники, и венцы на челе их, и наслаждаются сиянием Шехины.
Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим Тель-Авив.
Шломо-Залман Ариэль.
1983.