Энциклопедия иудаизма - самаритяне
Самаритяне
(Шомроним)
Последние ассирийские цари для предотвращения мятежей в захваченных странах изгоняли коренное население (главным образом, высшие слои) и расселяли изгнанников в других захваченных странах или в метрополии Ассирии. Так поступили с населением Халдеи (отсюда распространение арамейского языка в странах бассейна Евфрата), позднее с населением Заиорданья и, наконец, с жителями Израильского царства (Царства десяти колен). Западный берег Иордана стал ассирийской провинцией. Большинство горожан были уведены в плен, и оставлена только беднейшая часть населения. В городах Израиля ассирийский царь поселил жителей Вавилона и других стран. Согласно Библии, семьи переселенцев не убоялись вначале еврейского Бога, и Он послал львов убивать их. Тогда ассирийский царь прислал новым поселенцам одного из изгнанных священников Шомрона, чтобы обучить их служению Богу Израиля. Священник поселился в Бейт-Эле и заслужил признание поселенцев. Они приняли законы служения Господу, но вместе с тем остались верны своим культам и продолжали создавать изваяния своих божков на старых алтарях, которые прежде были священны для Израиля. Так возник в Эрец Исраэль смешанный культ, составленный из еврейских и языческих элементов. Еврейский элемент стал постепенно преобладать у новых поселенцев под духовным влиянием южных соседей жителей Иудеи, и многие из них стали даже посылать жертвы в Иерусалимский Храм. Со временем пришельцы совершенно растворились в окружающем еврейском населении. Это смешение народов получило название "шомроним" (самаритяне, жители Шомрона, Самарии), по названию города Шомрон, столицы павшего Израильского царства, которая стала центром провинции Шамрин, созданной в период персидского завоевания (сами С. называли себя "шомрим" "стражи", то есть хранители Торы Израиля в ее чистоте). С, которые считали себя полноценными израильтянами и верили в Бога Израиля, желали участвовать в постройке Второго Храма в Иерусалиме, которую начали с разрешения персов возвратившиеся из вавилонского изгнания евреи. Однако лидеры вернувшихся решили отвергнуть участие С. Правда, С. верили в Бога Израиля, но они продолжали придерживаться и своих старых языческих культов, и участие их в строительстве Храма представлялось вернувшимся еврейским изгнанникам привлечением чужеродных элементов к богослужению. Поэтому участие С. было отвергнуто: "Не вам с нами строить Дом Бога нашего". С. были задеты тем, что вавилонские изгнанники не пожелали видеть в них евреев, и с тех пор стали относиться к евреям враждебно. Вражда усилилась во времена Эзры* и Нехемьи, когда из Иудеи были изгнаны все, кто не пожелал разойтись со своими женами-язычницами. Этот акт привел Нехемью к конфликту и с семьей первосвященника. Менаше, родственник первосвященника Иегояда, отказался разойтись со своей женой-самаритянкой, Никео, дочерью Санбалата, и Нехемья изгнал его из Иудеи. С. отчаялись в своих стараниях установить братский союз с евреями Иудеи, которые оттолкнули их. Это отчаяние привело к стремлению объединиться в отдельную религиозную общину, независимую от Иудеи и ее центра Иерусалимского Храма. Чтобы удовлетворить религиозные потребности С, их вождь Санбалат решил построить особый Храм, в противовес Иерусалимскому.
Санбалат построил Храм на вершине горы Гризим, у подножия которой лежит город Шхем, в центре Эрец Исраэль. По всей вероятности, он построил Храм в этом месте по совету священников, которые были изгнаны из Иерусалима, чтобы подчеркнуть, что с этой горы провозгласил Господь, как сказано во Второзаконии, благословение Свое хранящим Тору. И с тех пор С. называют гору Гризим "горой благословения", а город Шхем "ме-ворахта", то есть "благословенным". Первосвященником этого Храма был назначен тот самый Менаше, которого Нехемья изгнал из Иерусалимского Храма. Прочие Когены и левиты, изгнанные из Иудеи, стали священниками и служителями Храма С.
Религиозный культ С. состоит из еврейских и нееврейских культовых элементов. Своей священной книгой они признали Пятикнижие Торы и со временем добавили к нему книгу Иегошуа в совершенно измененном варианте. С. вариант книги Иегошуа составлен по летописным легендам С. (но не был освящен ими, в противоположность Торе). Иегошуа был очень чтим С, так как он происходил из колена Эфраима, к которому С. относят и себя.
С. вариант Торы отличается от еврейского, который был опубликован Эзрой. Некоторые места текста С. были совершенно изменены. Примером такого изменения служит упоминание горы Гризим в десяти заповедях. Общее число изменений, внесенных в Тору, доходит до шести тысяч. Книги Царей и Пророков вовсе не вошли в Священное Писание С, ибо, по их мнению, не могло быть пророка после Моисея.
С, отвергнутые народом Израиля, стали со временем отдельной этнической группой, крайне враждебной Иудее. Считая себя наследниками Израильского царства, они унаследовали исконную ненависть эфраимитов к иудеям.
На первых порах отличием веры С. от иудаизма были только культ горы Гризим и неверие в воскресение мертвых. Со временем С. восприняли идеи греческой философии.
Ниже приводятся пять догматов веры С:
"Верую в Тебя, Господи,
и в Моше бен Амрама, раба Твоего,
и в Священную Тору,
и в гору Гризим Дом Божий,
и в день отмщения и воздаяния".
Существование С. косвенно подтолкнуло евреев углубиться в изучение Торы и в самопознание. Они начали изучать различия между собой и язычниками и таким образом дошли до сознания своей особой исключительности, для обозначения которой было введено понятие "ягадут" иудаизм.
Отношение евреев к С. не было однозначным, и уже в эпоху танаим* были разногласия по вопросу о том, искренне ли приняли С. иудаизм или из страха перед львами, которых наслал на них Господь. Рабби Шим'он бен Гамлиэль утверждал, что С. евреи в полном смысле слова, но Рабби (р. Иегуда hа-Наси) утверждал, что С. гой*, и того же мнения придерживался Рамбам*. В наше время С. признаны евреями особой общины.
Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим Тель-Авив.
Шломо-Залман Ариэль.
1983.