Энциклопедия иудаизма - свадьба
Свадьба
(Хатуна)
О древней свадебной церемонии можно почерпнуть из Библии лишь самые скудные сведения. С. совершалась в семейном кругу. Согласно повествованию о свадьбе Яакова (Быт. XXIX, 27), празднество длилось семь дней, и в книге Судей (XIV, 12 и 17) определенно говорится о семи днях свадебного пиршества. Окруженный друзьями и увенчанный венцом, направлялся жених к дому родителей невесты. В праздничной процессии, с песнями и танцами, жених с друзьями вел невесту из ее дома в свой. Невесту сопровождали ее подруги. Провожающие несли зажженные свечи и факелы. В доме жениха устраивалась семейная праздничная трапеза. Если невеста жила в другом городе, она выходила с подругами навстречу шествию жениха, а если жених жил в отдаленном городе, свадьба устраивалась в доме невесты.
В эпоху Талмуда* существовал еще обычай увенчивать венцом жениха и невесту. Богатые делали венцы из золота, а бедные из ветвей дерева и из роз. Свадебная церемония в эпоху Талмуда состояла из церемонии освящения или обручения и церемонии женитьбы. С точки зрения закона, обручение было важнее женитьбы, так как именно оно связывало жениха и невесту узами брака. С эпохи Талмуда и до наших дней принято, что жених освящает невесту посредством серебряной монеты или предмета, равного ей по ценности. Насколько известно, в VII или VIII веках начали в Эрец Исраэль освящать кольцом. Некоторые видят в освящении кольцом символическое уведомление невесты женихом, что отныне она будет хозяйкой его дома, подобно тому, как перстень, который царь давал своему наместнику, делал его, тем самым, правителем царских владений. Старой формулой освящения было: "Будь мне женой по закону Моисея и евреев!" В более позднее время введена была формула: "Вот, ты посвящена мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля". Обручение сопровождалось особым благословением.
Публичная церемония и большое празднество устраивались во время бракосочетания* или хулы. В день свадьбы оформляли и оглашали текст ктубы (брачного договора)*. Невеста переходила под хупу (балдахин), оттуда в дом родителей жениха, после чего произносились семь благословений "шева брахот" -брачного благословения. Но самыми торжественными были церемониальные проводы новобрачных, целью которых было веселить жениха, невесту и собравшихся и обратить веселье в необыкновенное событие в жизни молодой пары. Существует сказание о царе Агриппе, который шел перед невестой, чтобы веселить ее, и удостоился похвалы мудрецов. И спросили его: "Почему ты это сделал?". Отвечал он так: "Я надеваю корону каждый день, а эта надевает корону на один час".
Участие в веселье жениха и невесты считалось большой мицвой* танцевать перед ними и славить их. В этой связи представляет интерес разногласие между школами Гилеля* и Шамая*: "Как танцевать перед невестой? (то есть, что провозглашать). Ученики Шамая говорят: невеста такая, какова она в действительности, без преувеличения. Ученики Гилеля говорят: "Невеста красива и миловидна". Ученики Шамая возражают: даже если невеста слепая и хромая, говорят ей "невеста красива и миловидна"? Ведь сказано в Торе: "удаляйся от неправды". Отвечают ученики Гилеля: а по-вашему, если человек прогадал в торговле, следует его утешить или поносить? Следует утешить. Поэтому и сказали мудрецы: "Человек должен быть общительным в среде, окружающей его" (Кт. 1.).
Свадебные подарки жениху и невесте считаются почти долгом гостей. Обычай, согласно которому жених разбивает стакан под хупой, очень древний и соблюдается по сей день.
Свадебные обычаи евреев Центральной и Восточной Европы в Средневековье отличались от свадебных обычаев евреев Испании и Италии, где они были схожи с обычаями окружающих народов. Сохранились подробные описания свадебных празднеств евреев Восточной Европы. Сватовство было важной заботой каждого еврея и считалось мицвой. Поэтому занимались им раввины и весьма почтенные члены общины. Однако были профессионалы этого дела "шадханы", для которых сватовство было ремеслом. Переговоры велись обычно между родителями жениха и невесты, и только перед хупой жениху показывали невесту, ибо по закону "нельзя мужчине освящать жену, если он ее не видел".
В наши дни, по ашкеназскому (принятому в Восточной Европе) обычаю жених приходит в Субботу перед свадьбой в синагогу и восходит к Торе. Хупу ставят перед домом, во дворе синагоги или в синагоге. Церемония начинается с благословения, затем жених надевает кольцо на палец невесте и произносит: "Вот, ты посвящена мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля". После посвящения раввин или кантор свадьбы читает ктубу и семь благословений, которые принято повторить после трапезы* в каждый из семи дней после свадьбы.
Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим Тель-Авив.
Шломо-Залман Ариэль.
1983.