Энциклопедия иудаизма - выбор
Выбор
, или свобода выбора
(Бхира)
Философский термин, выражающий возможность человека выбирать по своему усмотрению образ жизни и поведения. Проблема СВ. является центральным вопросом в этических учениях. Вопрос заключается в том, свободна ли воля человека направлять его поступки или же она подчинена указаниям, которые нельзя изменить. Греческие мыслители пришли, на основе логических умозаключений, к выводу, что человек не свободен в своих поступках. Иудаизм, возлагающий на человека ответственность за его поступки, придерживается иной точки зрения: "Смотри, предлагаю Я тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло [...]", избери же жизнь..." (Втор. XXX, 15-19). Однако в повседневной жизни еврейские мудрецы столкнулись с аргументами, отрицающими концепцию С.В. В книге Левит (XXVI,39) сказано: "А оставшиеся из вас сгниют за вину свою в земле врагов ваших, и за вину отцов их сгниют вместе с ними". Чтобы обратить безвольных на благочестивый путь и укрепить их дух, дабы не стремились они ко злу, думая, что нельзя изменить судьбу, пророк Иехезкель* порицает сказавших: "Отцы ели незрелый виноград, а у детей на зубах оскомина" (Иех. XVIII, 2). По мнению пророка, каждый может выбрать добро и избавить себя от зла: "...изрек Господь Бог: Хочу ли Я смерти грешника? Но чтобы отвратился грешник от пути своего и был бы жив. Вернитесь, вернитесь со злых путей ваших! Зачем умирать вам, дом Израилев?" (Иех. XXXIII, 11). Иосиф Флавий пишет, что прушим* верили в СВ., в противоположность цдуким*, считавшим, что все предопределено, и человек не в силах изменить свой путь. Р. Акива* так выразил взгляд прушим: "Все предвидено, и свобода дана и воля".
Вопрос С.В. дискутировался мыслителями Средневековья. Р. Саадья Гаон* указывает: "Господь знает истинную сущность вещей; Он знает заранее, что свершится; и что человек заново откроет, Он знает заранее; и что выберет человек, Он знает заранее". По мнению р. Саадьи Гаона предопределение не исключает С.В., ибо не оно является причиной человеческих поступков. Р. Иегуда Галеви тоже пришел к выводу, что нет противоречия между С.В. и тем, что Богу заранее все известно. Рабейну Бахья, автор книги "Ховот hа-левавот" ("Обязанности сердец") пришел к выводу, что всякий, углубляющийся в противоречие между предопределением и СВ., не избежит ошибки. Поэтому человек должен вести себя в соответствии с убеждением, что он свободен в своем выборе, и выбрать добро, и в то же время верить в Божественное Предопределение.
Рамбам* в "Яд hа-хазака" ясно высказывается по вопросу о С.В.: "Каждому человеку предоставлена полная свобода воли: пойдет ли он по пути истины и сделается праведником, или же по пути лжи и заблуждения и сделается грешником это исключительно зависит от его воли [...] Не верь тому, что говорят разные глупцы-иноверцы и многие неучи-евреи, что Всесвятой, благословен Он, предопределяет человеку уже при самом рождении, сделаться ли ему праведником или грешником. Неверно это. Каждый человек способен сделаться либо праведником, как Моше Рабейну, либо грешным, как Иаровам. Точно так же способен каждый сделаться милосердным или жестоким, скупым или щедрым и т. д., и никто не принуждает, и не предопределяет, и не побуждает к одному из возможных путей только сам человек по своей воле склоняется к желаемому им пути. Принцип этот чрезвычайно важный, и он является столпом Торы, как сказано: "Смотри, предлагаю Я тебе сегодня жизнь..." (Втор. XXX, 15), то есть право выбора в руках ваших. И все, что захочет человек сделать из доступных ему дел он сделает, добро ли, зло ли... Если бы Творец Превечный предопределял: быть человеку праведным или грешным, или если бы в самой природе человека была бы причина, увлекающая его по какому-нибудь направлению и предрасполагающая его к известному качеству, познаванию или поступку, как это воображают себе невежи-астрологи, то какой смысл имели бы повеления Божий, передаваемые через пророков: поступайте так и так, и не поступайте иначе; исправьтесь и не следуйте вашим грехам? Если уже при самом появлении человека на свет предопределено, чем ему быть, или сама природа увлекает его на ту или иную дорогу, так что он не в состоянии вовсе поступать иначе, то какое значение имеет весь Закон наш? И по какому праву и на основании какого суда грешные наказывались бы тогда, а праведным воздавалось бы по их добрым делам?
[...] Именно подобно тому, как Богу угодно, чтобы [...] небесная сфера вращалась по круговой орбите и чтобы все прочие создания следовали своей природе, определенной для них Всевышним, точно так же угодно Ему, чтобы человек управлял собою, чтобы все поступки его зависели от него самого и чтобы все, находящееся в пределах человеческих возможностей, совершалось им самим, согласно данному ему от Бога разуму. Но если спросишь: ведь Всевышнему известно все, что случится в будущем, и, следовательно, еще до появления человека на свет Вездесущий знал уже, будет ли он в жизни своей праведным или грешным; итак, если Он знал, что человек будет праведным, то не может случиться, чтобы он не был таковым; если же допустим, что, несмотря на знание Вездесущего, может случиться, что человек этот сделался впоследствии грешным, значит, Вездесущему предмет этот не был вполне известен?..
Мы уже объясняли, что Всевышний познает не так, как люди, у которых разум отделим от них самих и находится вне их, напротив того, бытие и знание Божие едино, так что мы не в состоянии уяснить себе это последнее. Понятно после этого, что не можем мы знать, каким образом Всесвятой познает творения Свои и их поступки. Тем не менее, мы несомненно знаем, что поступки человека в руках человека, и что Всесвятой не внушает ему и не предопределяет, чтобы он поступал так или иначе, и мы убеждены в этом не только в силу нашей веры, но на основании ясных научных доказательств" (Рамбам, Есод hа-Тора, Трактат о покаянии, гл. 5).
Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим Тель-Авив.
Шломо-Залман Ариэль.
1983.