Ветхий и Новый заветы - аммонитяне
Аммонитяне
Аммонитяне, или сыны Аммона (Быт.19:38 ) были потомками Бен-Амми, сына Лотова, по кровосмешении его со своею младшею дочерью. Он родился вблизи Сура, но потомство его распространилось к с. и занимало гористые страны Галаада, между потоками Арноном и Явоком. Первоначально владения их граничили к с. потоком Явок, к з. Иорданом, к ю. Арноном, и вдавались с восточной стороны в Аравию. Аморитяне, при своем царе Си гоне, изгнали Аммонитян из плодороднейшей части их владений, лежавшей между двумя реками; но Моисей взял эту землю у Аморитян и разделил оную между коленами Рувимовым и Гадовым. Вследствие того западною границею Аммонитян сделался один из потоков р. Явок, при котором стоял их главный город Рабба или Рабба-Аммон. Горы Галаадские составляли восточную границу земли Аммонитской, а страна Моавитская южную. Сыны Аммоновы предавались глубокому идолопоклонству (Суд.10:6 ). Главным идолом их был Молох, как полагают, одно и то же божество, что и Ваал. История их наполнена многими проявлениями гнева Божия, который они многократно навлекали на себя своим нечестием, хотя и были пощажены, по нарочитому повелению Божию, когда Израиль обошел страну их, во время своего похода из Египта (2Пар.20:10 , Втор.2:19 ). Спустя 300 лет после сего царь Аммонитский объявил войну Израильтянам под тем предлогом, что они занимали страну его (Суд.11:13 ). После кровавой битвы Аммонитяне были разбиты с большою потерею. В начале царствования Саула (1Цар.11:1 ), Аммонитяне под начальством Гааса, своего царя, осадили город Иавис-Галаадский, и согласны были заключить союз с жителями оного только при таком условии, чтобы у каждого из жителей был выколот правый глаз. Израильтяне потребовали семь дней срока для ответа и к концу его собрали значительное войско из 33 тыс. для сражения с Аммонитянами, и так побили их на голову, что не осталось из них двоих вместе (1Цар.11:11 ). Через 50 или 60 лет после того умер один из царей Аммонитских, и Давид, по-видимому, обязанный некогда ему, отправил к его сыну и преемнику послов, с изъявлением своего соболезнования. Это дружеское расположение, к сожалению, было встречено царем Аммонитским враждебно; с посланниками Давида было поступлено грубо и оскорбительно. Ожидая, что Давид не преминет отмстить за оскорбление, они постарались запастись наемным войском из Сирийцев. Давид, услышав об их враждебных замыслах, послал на встречу им Иоава с отборным войском Израильским. Исход битвы был гибелен для Аммонитян: они и их союзники были разбиты и бежали; Равва, столица, и прочие города их были разрушены Израильтянами; "венец царя их Давид взял и возложил на себя, народ же бывший во взятых городах вывели, клали под пилы, под железные молотилки, под железные топоры и бросали в обжигательные печи" (2Цар.12:29 ,31). Так поступил Давид, по словам свящ. историка, со всеми городами Аммонитскими (2Цар.12:29 ,31). В состоянии рабства они оставались до царствования Иосафата. В союзе с Моавитянами и другими народами они объявили войну Иудее, но были поражены чудесным образом (2Пар. 20). После этого Иофам вступил с ними в войну, победил их и сделал своими данниками на несколько лет. Самый грозный суд Божий был произнесен над ними и их столицею за то именно, что они захватили и заняли часть земли Израильской (Иер.49:1 ,6), и за то, что они надменно торжествовали и глумились над Израильтянами в дни их плена (Иез.25:2 ,7). Все сии грозные предсказания исполнились над ними во всей точности и силе, как несомненно то подтверждают и светские историки. Они, как народ, скоро исчезли с лица земли, и Ориген, писатель III века, говорит, что в его время они были известны только под общим наименованием Арабов. На том месте, где находился их главный город, разбросано в настоящее время бедное селение Емман, в двенадцати милях к ю.-з. от нового города Исалт. Главный город их в настоящее время есть в собственном смысле стойло верблюдов (Иез.25:5 ) и место для лежания стад; вся страна их, прежде столь многолюдная и цветущая, теперь обращена в обширную пустыню, изредка усеянную только стадами Бедуинов.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия..
арх. Никифор.
1891.