Ветхий и Новый заветы - борода
Борода
(Лев.13:29 ,30) со стороны Иудеев бороде оказывалось не мало внимания (Пс.132:2 ). Считалось большим оскорблением, если кто, в раздражении или для выражения своего презрения к известному лицу, щипал его бороду, или брался за оную, тогда как целование бороды служило особенным знаком уважения и дружбы. Вырывание волос из бороды, или полное снятие оной и небрежение о чистоте ее и приличном виде служили знаком глубокой печали (Езд.9:3 , Ис.15:2 , Иер.41:5 , Иер.48:37 ). Арабы даже и в настоящее время оказывают большую заботливость о бороде. Они торжественно клянутся ею и, чтоб выразить самые лучшие благожелания гостю или другу, обыкновенно говорят: да хранит Аллах твою бороду! Передают, что один Араб, раненый в нижнюю челюсть, решился скорее рискнуть жизнию, чем дозволить сбрить себе бороду для освидетельствования врачом раны. Седая борода доселе еще считается у жителей Востока символом мудрости, равно как мерилом преклонных лет и почтенной старости. Из сего можно видеть, как сильно и язвительно было оскорбление, нанесенное царем Анноном посланным к нему от Давида (2Цар.10:4 ,5). Из сего также можно уразуметь особенную силу выражения в книге пр. Иезекииля (Иез.5:1 ,5). Египтяне имели обыкновение оставлять небольшой клок волос на краю подбородка. Иудейский закон (Лев.19:27 ) воспрещал подражание сему языческому обычаю. Прокаженные (Лев.13:45 ), равно как разные лица, во время плача, или сетования (Мих.3:7 ), закрывали усы, т.е. лице до верхней губы; но священники никогда не портили своей бороды. Ассирияне, как можно видеть на древних Ниневийских памятниках особенно занимались расческою своих бород. Археологи говорят, что они нередко даже носили фальшивые бороды.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия..
арх. Никифор.
1891.