Ветхий и Новый заветы - херувим
Херувим
. Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: "И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни" (Быт.3:24 ). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пр. Моисея (Исх.25:18 ,22) и при создании храма Соломонова (3Цар.6:27 , 3Цар.8:6 ,7, 2Пар.3:10 ,13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения (Исх.25:18 ,22, 1Пет.1:12 ). В Псалмах Давида (Пс.17:11 , Пс.79:2 ), у пр. Исаии (Ис.37:15 ) и у других свящ. писателей (1Цар.4:4 , 2Цар.6:2 , 2Цар.22:11 , 4Цар.19:15 , 1Пар.13:6 ,8) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и ев. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс.103:3 ,4, Пс.17:11 , Отк.4:6 ,9, Отк.5:11 ). Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (Отк.5:11 ,14, Отк.7:11 ). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, приникая в тайны спасения (Евр.9:5 ). Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолкно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (Отк.4:6 ,8, Иез.28:14 ). В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле серафимов в первом лике, занимая таким образом второе место в ряду девяти чинов ангельских.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия..
арх. Никифор.
1891.