Ветхий и Новый заветы - идол кумир
Идол кумир
(Исх.20:3 , 4, Втор.4:16 , Рим.2:22 , 1Кор.8:4 , 1Иоан.5:22 ) есть изображение какой-либо твари небесной или земной, или в водах живущей, которой вместо Бога покланяются и служат. Вторая заповедь запрещает покланяться идолам, как мнимым божествам или как изображениям ложных богов. Названия идолов в Еврейском языке различны и наиболее употребительные суть следующие:
Елилам или суетность, ничтожество. Идолы назывались так, потому что истинные чтители Бога смотрели на них, как на вещь, не имеющую никакого значения. Елил (Ис.57:5 ) ложные боги. Гиллулим (Лев.26:30 и др.) обрубки, истуканы, пни. Гевел или Авен (Втор.32:21 и др.) тщета, пустота. Хамманим (2Пар.34:7 ) быть может изображение Ваал-Хамона, бога солнца. Мифлецеф (3Цар.15:13 ) предмет страха, ужаса, страшилище. Шиккутц (2Пар.15:7 ) мерзость языческая. Семел (2Пар.33:7 , 15) образ, символ, подобие. Терафим (Зах.10:11 ) изображения домашних богов, подобных пенатам у Римлян. Их почитали виновниками домашнего счастья и вопрошали как оракулов (Суд.17:5 , Иез.21:21 и др. ).
Кроме сих имеются еще и другие различные названия идолов на Еврейском языке. Главнейшими идолами или лжебогами в древности, как то видно из свящ. Писания, были следующие:
Адрамелех и Анамелех боги Сепарвимские (4Цар.17:31 ). Ашима божество Емафян (4Цар.17:30 ). Астарта божество Сидонское (Суд.2:13 , 3Цар.11:33 ). Ваал (Суд.2:11 ,13). Дагон бог Филистимский (Суд.16:23 ). Веельзевул (бог мух) божество Аккаронское (4Цар.1:2 ). Хамос бог Моавитский (3Цар.11:33 ). Диана или Артемида, чтимая особенно в Ефесе (Деян.19:24 ,27). Молох или Милхом, лжебог или мерзость божество Аммонитское (Лев.18:21 , 3Цар.11:33 ). Юпитер и Меркурий, иначе Зевес и Ермий (Деян.14:12 ). Нево (пал Ваал, низвергся Нево) (Ис.46:1 ). Богиня неба (Иер.46:17 , 25). Ремфан идол в виде звезды, как полагают, планеты Сатурна (Деян.7:43 ). Римон (4Цар.5:18 ). Фаммуз (Иез.8:14 ) божество Сиро-Финикийское, и многие другие.
Древние покланялись обоготворенным людям, солнцу, луне и звездам, огню и воде, небу и земле, свету и тьме, животным и растениям. Плиний говорит, что в Египте боготворили даже лук и чеснок. Некоторым божествам покланялись во многих местах и городах, тогда как другие были местными божествами. Формы идолов были весьма различны, одни из них были человеческого вида, как например Астарта, другие изображали собою четвероногих животных, птиц, пресмыкающихся и т.п. Колоссальные изображения идолов пользовались популярностью в Индии и Ассирии, как и доселе еще весьма популярны в Индии. Часто идол олицетворялся в виде бесформенного обрубка, пня или камня. На материал, из которого делались идолы, часто указывается в Библии. Золото, серебро, медь, дерево, камень, глина, все это употреблялось на выделку идолов. Вследствие распространения идолопоклонства, изделие идолов в некоторых странах считалось делом очень важным и прибыльным, хотя ничтожество и безумие оного прекрасно описывается во многих местах свящ. Писания, как например Ис.40:19 ,20, Ис.41:6 ,17, Ис.44:9 ,20. Поклонение идолам было весьма распространенным делом в древнем мире. свящ. Писание укоряет даже Фарру, отца Авраама и Нахора, в служении иным богам (Нав.24:2 ). Из обстоятельств жизни Лавана и Рахили также видно, что идолопоклонство существовало некоторым образом также между родственниками Иакова (Быт.31:19 , 30, 32-35). Значительное число образцов и изображений этих идолов сохранилось до наших времен. Некоторые из них можно видеть в Английском и других музеях, а другие начертаны на памятниках древних народов. Многие из первенствующих христиан полагали, что в идолы вселялись диаволы и злые духи, мнение, вероятно основанное на словах ап. Павла (1Кор.10:20 ). Фактически известно, что поклонение злым духам в древности было довольно распространено, что конечно и доселе еще отчасти можно видеть в различных частях света.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия..
арх. Никифор.
1891.