Ветхий и Новый заветы - саранча
Саранча
(Наум.3:15 , Мат.3:4 , Отк.9:3 ,7 и др.) насекомое, принадлежащее к разряду прыгающих, прямокрылых и травоядных; распложается в бесчисленном множестве и отличается своею прожорливостью и потому считается одним из самых ужасных бичей Божиих на Востоке. Осьмая казнь, посланная Богом на Фараона, царя Египетского, была в виде саранчи (Исх.10:4 ,15, Пс.77:46 ). "У саранчи нет царя, говорит Премудрый, но выступает вся она стройно" (Прит.30:27 ), а в Откровении она уподобляется коням, уготовленным на войну (Отк.9:7 ). В свящ. Писании часто указывается на саранчу, как на особенное орудие Божественного гнева (Втор.28:38 ,42, 3Цар.8:37 , 2Пар.6:28 ). Даже самые язычники смотрели на саранчу, как на страшное наказание Божие. Плиний свидетельствует, что в саранче обнаруживается сильное проявление гнева богов. Своею бесчисленностью, говорит он, саранча затемняет солнце, и народы всегда смотрели на нее с беспокойным волнением и страшным ожиданием; сила ее неутомима, так что она переплывает океаны и всюду наполняет собою громадные поля и рощи. Она покрывает ужасными тучами жатву и окончательно пожирает оную. Самое прикосновение ее к плодам земным действует разрушительно и гибельно на них. Саранча, по закону Моисееву, считалась чистым животным, как насекомое имеющее голени выше ног (Лев.11:21 ) и могло быть употребляемо в пищу. Некоторые виды саранчи доселе употребляются в пищу на Востоке и даже считаются лакомым кушаньем, особенно, если хорошо приготовлены. Бедуины сушат ее и толкут с солью большими кусками, которые носят в кожаных мешках, употребляя в пищу по мере надобности; впрочем в общем вкус ее противен и питательность незначительна. Саранчею питался и Иоанн Креститель в пустыне (Мат.3:4 , Мар.1:6 ). Что древние ценили саранчу, как вкусное, лакомое кушанье, это показывают резные изображения на стенах развалин дворца Сеннахерима в Куюнджуке, где между разными служителями, принесшими к царскому столу всякого рода плоды, цветы, и проч., находятся и несущие высушенную саранчу, укрепив ее на жезлах.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия..
арх. Никифор.
1891.