Ветхий и Новый заветы - жребий
Жребий
. Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит.16:33 ), и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось например который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев.16:8 ). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис.26:55 и др. ). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав.21:3 ,4 и др. ). Им же открывались различные виновные лица, как например Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г.Гая (Нав.7:14 , 1Цар.14:42 , Ион.1:7 ). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1Пар.24:5 , 1Пар.25:8 ), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1Цар.10:19 ,20,21). Он решал также спорные дела. В полу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его от Господа. Жребий прекращает споры и решает между сильными (Прит.16:33 , Прит.18:19 ). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян.1:15 ,26). Аман назначил день для истребления Иудеев также жребием (Есф.3:7 ). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (Мат.27:35 ). Как бросались или вынимались жребии свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в полу (одежды), но слово в полу может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия..
арх. Никифор.
1891.