Ветхий и Новый заветы - зилот
Зилот
(ревнитель) (Лук.6:15 , Деян.1:13 прозвание, данное одному из 12 апостолов Симону, для отличия от другого ап. Симона-Петра. У ев. Матфея (Мат.10:4 ) и Марка (Мар.3:18 ) он называется Кананитом, что с Еврейского имеет то же значение, что и греч. слово Зилот. Прозвание Зилотов в своем начале, вероятно, не было прозванием известной впоследствии по своему фанатизму секты, и могло усвояться всякому, кто отличался особенною благочестивою, разумною ревностью по Боге и вере, и в чистом смысле не заключало в себе ничего предосудительного. Сам Господь Бог называет Себя ревнителем (Исх.20:5 , Пс.68:10 , Иоан.2:17 ). Но в последнее время, со времени переписи при Квиринее, между Иудеями явились такие ревнители, которые простирали свою ревность слишком далеко за пределы истинной ревности. "Имеют ревность по Боге, свидетельствует о них св. ап. Павел, но не по рассуждению (Рим.10:2 ). Тогда как истинные ревнители, как например в первые времена Маккавейские, особенно старались только о сохранении истинной веры и очищении себя от нечистот языческих (1Мак. гл. 2 и др.), последние мнимые и крайние ревнители и фанатики ревновали о внешней свободе, проповедовали, что народ не должен платить дани кесарям, признавали над собою господство только одного Бога и таким образом возбуждали в народе мятежи и возмущения, и даже преследовали и убивали тех, которые учили не согласно с ними и противились им (Деян. гл. 6, 7). Зилоты были, можно сказать, главными виновниками всех последующих мятежей и возмущений Иудеев против Римлян и всех тех бедствий, которые обрушились наконец на политическую жизнь этого народа. Те Галилеяне, о которых упоминает св. ев. Лука (Лук.13:1 ) и кровь которых Пилат смешал с жертвами их, как полагают, принадлежали к секте Зилотов. К этим же ревнителям, по-видимому, следует отнести и убийц св. первомученика Стефана (Деян. гл. 6, 7).
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия..
арх. Никифор.
1891.